Настоящий танкист Юсиф

«Любое искусство стремится к музыке», - так говорил британский историк искусства Уолтер Пейтер. Музыка – это величайший дар, данный Богом человеку. Музыкой можно убить, музыкой можно воскресить, музыкой можно излечить. Она окружает нас везде: в концертном зале, в ночном клубе, в колонках автомобиля, в наушниках плеера. Но это - в узком смысле слова. Музыка должна жить в человеке, быть с ним всегда, везде, где бы он ни появлялся. Это дано не каждому, а только тем, кто может этим даром правильно воспользоваться. Юсиф Маилов, человек, о котором пойдет речь, я уверена - именно такой. Он – один из лучших перкуссионистов не только Тольятти, но и области, и страны.

«Percussion» в переводе с английского – удар, выстукивание. Перкуссионист – это ударник. Не знаю почему, но в России сложилось так, что перкуссионист должен играть на барабанах руками, а барабанщик - палками. В Европе перкуссионист играет на этнических музыкальных инструментах, а барабанщик ("драммер") - на современных ударных установках.

Я считаю себя музыкантом. Очень давно играю на музыкальных инструментах, где-то с трех лет. Я, конечно, этого не помню, но родители рассказывали, что как-то они меня спросили: «Ты на чем хочешь играть?» И я ответил: «На барабанах». Но почему-то после этого разговора меня отдали в музыкальную школу по классу кларнета. Тем не менее, через два месяца я перешел в класс ударных. Осмысленное желание играть возникло тогда, когда появилось понимание, что у меня что-то получается. Я начал собирать школьных друзей и музыкантов, чтобы играть на всевозможных «капустниках». Если в школе намечалось какое-то мероприятие, всегда звали меня.

Никогда не было такого, чтобы меня заставляли учиться музыке. В Баку, где я родился, у нас была нестандартная школа, там не только обучали игре на музыкальных инструментах, но и воспитывали будущих музыкантов. Там я учился десять лет. В Тольятти поступал в институт искусств, но это оказалось для меня неперспективно, так как здесь учили тому, чему я уже научился в музыкальной школе. Через полтора года я понял, что ничего нового не получаю, просто идет повторение уже пройденного. Кстати, у меня есть еще и высшее экономическое образование.

Семья наша очень музыкальная. Бабушка с дедушкой (кстати, деда тоже звали Юсиф) были барабанщиками, и довольно известными в своем городе. Тем не менее, мое желание стать музыкантом родители не поддерживали. Первые пять-шесть лет своего обучения в школе я чуть ли не каждый день слышал: «Ты будешь стоматологом или юристом». А к концу школы они изменили свое мнение и говорили: «Ты будешь певцом». В итоге я стал тем, кем мне хотелось быть.

Чувство ритма есть у каждого человека. Если бы его не было, мы бы были немного сумасшедшими, ходили бы аритмично, один шаг - быстрый, другой - медленный, говорили бы тоже неправильно. Главное в музыканте - чувство времени, которому нужно учиться. Чтобы понять меня, надо быть музыкантом. Особенно это важно для тех артистов, которые работают в больших коллективах, в оркестрах, там, где есть дирижер, и эти восемьдесят человек играют по его руке. Музыканты по жестам, мимике дирижера угадывают, как через несколько секунд надо будет играть. Вот это чувство времени и надо развивать.

Приходилось играть с очень многими коллективами, потому что сейчас популярно иметь в группе перкуссионный инструмент. А в России мало кто этим занимается. Играл самую разнообразную музыку: популярную, регги, латина, фанк, фьюжен, джаз. Известный джазмен Даниил Крамер хорошо знает меня и, когда приезжает в Тольятти, часто приглашает поиграть на его концерте. Обычно нет никаких репетиций, просто перед выступлением обговариваются некоторые моменты, а так – это, в основном, импровизация.Работаю и с местными артистами: «Барабаны мира», «Резонанс», «Татьянин день», «Амигос». Послушать мою игру можно в Филармонии, в этом году буду здесь очень часто выступать, так что смотрите афиши, в том числе и на "Арриве". При Филармонии у меня есть своя студия. Направление, которым мы (я и мои ребята) занимаемся, - не совсем ресторанное, клубное, оно рассчитано немного на другого зрителя. Я, бывает, выступаю в клубах и ресторанах Тольятти, но там чувствую себя не совсем уверенно, потому что понимаю: это - не моё.

Принимаю участие в организации фестиваля «Барабаны мира». Год назад организовывали серию вечеринок «88», где собиралась молодежь, которая как-то хочет реализовать свои творческие идеи: художники, фотографы, модельеры, музыканты, поэты. Мы отбирали лучших, находили площадки, чтобы участники могли почувствовать сцену. Проводили эти вечеринки в Филармонии и в ресторане «Тинькофф».

Культура в Тольятти только-только начинает подниматься - благодаря таким заведениям, как Филармония.

Я вырос на Кавказе, знаю музыку этого народа вдоль и поперек. Люди, которые меня слушают, говорят, что играю хорошо, но, когда беру в руки кавказский барабан, то тут я - король! Прекрасно знаю культуру Африки, Латинской Америки, понимаю их чувства, когда они играют. Сейчас можно найти много информации обо всем. Есть желание попутешествовать, а вот чтобы «дотронуться» до этих людей - это не первоочередная задача и мечта. Меня так учили. У нас в музыкальной школе был учитель, который обучал нас по какой-то своей методике. Он никогда не показывал нам свои руки. Всегда говорил: «Я хочу сделать из вас индивидуальных музыкантов, поэтому не надо копировать меня и то, что я делаю, надо создавать себя самого». Если посмотреть на шоу-бизнес, на то, что сейчас происходит на нашей эстраде, – это в основном «нарисованные» люди. Приходит человек, композиторы и поэты пишут ему песню, стилисты создают образ, преподаватели по вокалу ставят голос, хореографы учат танцевать, а он просто выходит и поет. Это инструмент, а не музыкант. Тут нет никаких корней, он сам себя не создавал, ветер подует, и его нет. Если посмотреть на тех, кто начал петь лет шесть назад – никого не осталось, лишь единицы, у которых богатые родители. А та же Алла Пугачева, у которой уже и голоса-то нет, казалось бы, что ее место - с внуками, но ее всегда везде приглашают, все любят, все боготворят, потому что у нее есть корни, она с первых дней создавала себя сама. Вот этому наш учитель и учил нас. Съездить в какую-то страну, проникнуться ее культурой - для меня никогда не было целью, я бы хотел просто понять ее и создать что-то свое.

Сейчас все чаще и чаще ловлю себя на мысли, что мне не хватает пространства здесь, в Тольятти. Я могу и хочу большего. Не смогу дальше двигаться, пока не покину это место. Здесь уже некуда расти. У меня есть коллектив, и ребята играют на максимуме этого города, а если взять и сравнить их со столичными музыкантами, то их уровень окажется на минимуме. Если появится возможность, я всегда поставлю во главу угла свое искусство и уеду отсюда. Работал в коллективе певицы МакSim, впечатления остались хорошие. Она как раз из тех людей, которые делают себя. Пишет себе песни. Команда у нее очень хорошего уровня. За ней стоит еще сто человек. Мне нравится, как у них выстроена работа.

Где-то, в частности, на концертах МакSim играю то, что прописано в нотах, а в большинстве случаев - импровизирую. Игра на перкуссионных инструментах - это последняя стадия, украшение. Говоря кухонным языком: есть готовое блюдо, но его еще посыпают зеленью. Вот этим украшением становится перкуссия. Я все чаще слышу: «Делай так, как ты это чувствуешь, чтобы было хорошо». Вот недавно ездили в Самару, там знакомые записывали альбом. Спросил, что играть, и мне ответили: «Мы не знаем, играй так, как ты это видишь». И очень здорово все получилось.

Если я часто что-то меняю, то мне приходится все начинать с нуля. Вот, например, на одном из фестивалей мой знакомый слезно просил отдать ему один из моих африканских барабанов. Когда-то мне его из Сенегала привезли. Я его отдал, а взамен купил себе новый. И тут заметил, что все у меня стало по-другому. Этот новый барабан не играет, не звучит. Я начал над ним работать, настраивать. Прошло два месяца, я начал привыкать к нему, и все стало на свои места.

У всех точно такие же инструменты, как и у меня, но это не совсем так. Однажды по окончании фестиваля «Барабаны мира» я сидел и ждал «Газель», которая должна была забрать меня и мои инструменты. Ко мне подошли ребята и предложили поиграть с ними. Мы начали играть, и они сказали, что мои инструменты играют по-другому, нежели их, хотя барабаны абсолютно одинаковы. Надо вкладывать душу в свои инструменты, не относиться к ним, как к вещи, быть с ними единым целым, и тогда они зазвучат.

Барабанных фестивалей в России нет. Есть очень много этнических фестивалей (на них присутствуют и барабанщики), которые продвигают какую-либо культуру. Вот «Барабаны мира» позиционируется в первую очередь как барабанный фестиваль. Он уже выходит на международный уровень. В этом году на нём были гости из семи стран.

Молодежная творческая студия «Альтернатив» - моё творение. Студия привлекает молодых исполнителей, которые заканчивают музыкальные учебные заведения и не могут себя реализовать. И чтобы понять, что делать, в какую сторону двигаться, им нужно попробовать свои силы в ансамбле или сольно. В городе это сделать почти невозможно, а у нас – пожалуйста! В студии есть музыканты, с которыми можно прийти поиграть. Мы помогаем, причем абсолютно бесплатно.

Я вырос в такой системе, когда всех обязывали идти по стопам родителей, если, например, мама и папа - врачи, то и ты должен поступать в мединститут. Как в одной хорошей песне пелось: «Какой ты, нафиг, танкист?» Я всегда за то, чтобы ни в коем случае не навязывать детям того, чего им не хочется. Бывает иногда, что мне не хватает на жизнь денег, заработанных музыкой. Но у меня никогда не возникает мыслей бросить любимое дело и пойти, скажем, на завод, чтобы иметь стабильный заработок. Музыка меня спасает всюду, что бы ни случилось. Бывает даже, что я себя плохо чувствую, голова болит – начинаю играть и забываю обо всем. Я не оказываюсь в тех местах, где музыки нет. И мои дети при наличии такого папы, как я, наверно, будут как минимум творческими личностями. Я знаю на сто процентов, что буду поддерживать их интерес к музыке.

Я не любитель походов. Люблю комфорт, когда в любую минуту могу пойти хотя бы элементарно умыться, сходить в душ. Но почему-то последние два года у меня возникает желание поехать на природу, подышать чистым воздухом. Вот вчера просыпаюсь ночью, открываю окно, а там идет дождь, и я чувствую запах мокрой земли, которого так давно не было. И это прекрасно. Каждый раз, гуляя рядом с Волгой или в лесу, открываешь для себя что-то новое, в природе ведь нет одинакового дерева, одинакового листа. Но осознание это пришло только два года назад. Раньше меня все время таскали на различные уличные слеты, фестивали, для меня это было ужасно! Как только они заканчивались, я первым же рейсом летел домой, в Тольятти, скорей умываться, в душ. Вот доходило все до такого маразма. А сейчас наоборот: природа стала меня привлекать.

В свободное время я тоже неотделим от любимого дела: пишу музыку, почти все время провожу в своей студии, недавно даже диван сюда притащил. Устал - полежал, поспал и… опять за дело.

На тему отдыха могу сказать одно: не понимаю, как люди, отработав определенное время, срываются на отдых, забывая о работе. Для меня это непостижимо! Я и моя работа - это единое целое. Всем говорю: для того, чтобы сохранить себя, что нужно? Дышать, есть, пить… Для меня это еще и моя музыка. Я не могу все бросить и лететь куда-то отдыхать. Это не будет отдыхом. Музыка просто не отпускает меня.

Автор: Мария ПоповаФото: из личного архива Юсифа Маилова

Комментарии

аватар пользователя: Fyyf
Fyyf7 октября 2010 в 06:35

Классно, когда работа и увлечение - единое целое, но наверняка есть что-то еще, что хоть ненадолго, но способно увлечь (отвлечь? :)) так же.

0
  • Ответить
аватар пользователя: святая_инквизиция
святая_инквизиция7 октября 2010 в 11:47

Юсиф, у меня к вам вопрос. Вы самокритичный человек?

0
  • Ответить
аватар пользователя: percussionist
percussionist10 октября 2010 в 05:45

есть немного))))))

0
  • Ответить
аватар пользователя: святая_инквизиция
святая_инквизиция10 октября 2010 в 09:40

ключевое слово, видимо, "немного"...

0
  • Ответить
аватар пользователя: СКАЙЛА
СКАЙЛА7 октября 2010 в 12:58

А я считаю, для того, чтобы понять почему люди любят отдыхать от работы, не обязательно работать сварщиком на заводе. Даже если работа в удовольствие.

0
  • Ответить
аватар пользователя: hotyalta
hotyalta8 октября 2010 в 06:11

Юсиф, каждое слово в точку! Ты молодец!

0
  • Ответить
аватар пользователя: LUBIMKA
LUBIMKA9 октября 2010 в 13:09

знакома с его творчеством=) часто слышу его выступления, иногда бываем на одной сцене, в различных концертах=))

0
  • Ответить
аватар пользователя: jazochek
jazochek23 октября 2010 в 16:43

Юсиф, мне нравится твоё творчество. И судя по статье-ты разумный, открытый и светлый человек. Удачи тебе-обязательно пробуй себя где-нибудь кроме Тольятти. И здоровья твоей дочке))))

0
  • Ответить
аватар пользователя: percussionist
percussionist9 июня 2011 в 04:56

спасибо всем за коменты))))

0
  • Ответить
аватар пользователя: Домик
Домик21 апреля 2011 в 09:50

Юсиф, у меня к вам вопрос. Вы самокритичный человек?
есть немного))))))
ключевое слово, видимо, "немного"...

0
  • Ответить
Rambler's Top100