Танцующие в немоте

«…заставь  свою точку сборки сдвинуться в место безмолвного знания. Движение точки  сборки - это все, но оно ничего не значит,  если  нет  трезвого,  контролируемого движения. Поэтому закрой дверь самоотражению. Будь безупречным, и у тебя будет энергия, чтобы достичь места безмолвного знания», - так Карлос Кастанеда заканчивает свое произведение «Сила безмолвия».

«Сила Безмолвия» – это не только книга гения эзотерики, но еще и центр современной хореографии в Самаре. Создатель, руководитель и главный идеолог танцевальной «Силы Безмолвия» - небезызвестный Александр Апполонов, участник многих телевизионных отечественных проектов, финалист первого сезона ТВ-чуда «Танцы без правил» и резидент  Comedy Club Samara Style. Желание поговорить с Александром о жизни-жестянке родилось уже давно, но любой разговор должен иметь фундамент. Фундаментом интервью с Апполоновым стал грядущий уже четвертый по счету фестиваль современной хореографии «Сила Безмолвия». 26 ноября на сцене концертного зала имени Дзержинского пройдет конкурс среди танцевальных коллективов и сольных исполнителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Казани, Уфы, Пензы, Ульяновска, Тольятти, Самары и других городов. А 27 ноября в «Современнике» состоится гала-концерт фестиваля, где мастерство продемонстрируют победители конкурса и свои работы покажут гости фестиваля – Минский театр современной хореографии D.O.Z.SK.I.

Здесь по всем правилам интервью я должен в двух-трех словах описать нашего героя. На самом деле получился профессиональный прокол – я заставляю себя делать этот самый описательный абзац еще до личной встречи. Собственно, в голове все было разложено по полочкам, но на бумагу перенестись не перенеслось. Уже сейчас после общения с Александром Апполоновым я и предложения не могу сформулировать на вопрос «А кто он такой?». Простой парень с Урала (Апполонов родился в Екатеринбурге) покидал малую родину, отправляясь в Самару не с целью завоевать наш город. Но у него это абсолютно точно получилось. Вообще, в нем чувствуется что-то «кастанедовское» - магическое. Все, к чему притрагивается Апполонов, превращается в продукт массового искусства. Он, вроде бы, готов не так стараться, но история продолжается. Не хочется растолковывать все банальным эмпирическим законом: талантливый человек - талантлив во всем. Вот и сам Апполонов готов это объяснить своей чарующей фамилией. Уже после первого вопроса все планы интервьюера покатились с горы снежным комом – ответ Александра был похож на главу тома из цикла «ЖЗЛ». Итак, разговорный слалом с Александром Апполоновым о его изогнутом творческом пути, о семье и метафизике удачи.

 - Саш, давай-ка начнем с вопроса весьма банального. Как начинался твой творческий путь? Как вообще ты пришел к танцам?

- Родился я в 85-м году. В 12 лет… Ммм… Да сложный это вообще вопрос про творческий путь!

Чуть ли не с детского сада я успешно занимался карате. В те далекие 90-е годы завоевывать пояса было дорого, нужно было вкладывать сколько-то долларов, чтобы получить новый уровень. Я в этом не разбирался, но отец говорил, что таких денег у нас нет. Закончилось все на том, что я был самый крутой с белым поясом. И в те уже годы, в 10-12 лет, я осознал, что не хочу быть просто «бандосом» в перспективе (тогда ж все ими были). Вырасту и буду всех бить? Что-то как-то неприкольно.

Мою сестру повели в танцевальный коллектив, пошел с ней на день открытых дверей. Пришел, посмотрел, танцевали парни старше меня, на тот момент это называлось брейк-электрик. Ух, парни оказывается тоже умеют танцевать. И все - я начал ходить. Называлось все это студией современного танца «Лабиринт» в Екатеринбурге. Коллектив очень крутой – за несколько лет своего существования они (и я в их числе) катались по всей России и всегда завоевывали первые места. Постановщиком у нас была  Инна Валерьевна Матвейчук, а ее сын был солистом коллектива и для меня настоящим героем, такой Тайлер Дерден. Сразу понял, что хочу быть, как он. Собственно,  благодаря его яркому примеру я полюбил танцы. Примером для нас был эксцентрик-балет Сергея Смирнова, очень титулованный сейчас коллектив. Сам Сергей делал нам постановки, был хорошим другом. Ну и второй герой-персонаж – Майкл Джексон.

В 2002-м (по-моему) я закончил школу и по решению  родителей должен был пойти работать автослесарем, но переубедил их, сказав, что я должен стать юристом. Ходил на специальные курсы. Тогда не было ЕГЭ, только лишь устные экзамены. А я на тот момент был замкнутым человеком – исключительно танцевал или дрался. Поэтому устные экзамены для меня были чем-то нереальным. Я сдал все экзамены на плохие оценки. Альтернативой была служба в армии, куда я не очень хотел (не знаю, почему). А мой друг – Степан, который был для меня примером, несколько лет пытался поступить на архитектора, но ему не хватало баллов, и он шел на дизайн. И вот он опять поступил на дизайн и говорит: «Мне вообще пофиг, давай делать все наоборот - пошли в училище культуры и искусств на хореографов, начнем свободно заниматься и уедем во Францию». Начали заниматься, активно набирать форму и неожиданно мой друг умер.

У меня началась депрессия, я на автопилоте доучился в училище культуры, преподаватели видели большой потенциал, говорили, что я должен танцевать в балете, у меня классическое тело. В общем, я ходил только на «классику», остальные преподаватели ставили оценки просто так, видя мое депрессивное состояние. Я очень тяжело переживал гибель друга, все вокруг напоминало о той тусовке и я хотел что-то изменить.

Был еще один мой друг – Александр Пучков (то есть нас было три друга, осталось двое). Мы с ним два года не общались вообще ни с кем. Придумывали грандиозные планы, как покинем Екатеринбург, куда-нибудь уедем. Так собственно и получилось – мы отправились автостопом по России и среди городов, в которых останавливались, оказалась Самара. Нам здесь невероятно понравилось. Люди здороваются, спрашиваешь, как куда-то пройти, и все отвечают. У нас просто в Екатеринбурге либо матом отвечают, либо, как в Москве, игнорируют. И в памяти так уложилось, что было бы неплохо переехать жить в Самару.

Весь следующий год мы морально к этому готовились.  Забрали документы. Думали, если в Самаре ничего не получится, уедем в Тибет или в армию пойдем (на полном серьезе). Приехали сюда, арендовали комнату, купили учебники (а здесь только-только запустили ЕГЭ), подали заявку во все вузы, я набрал везде до фига баллов. Думаю, ну филфак – неплохо, если что, буду журналистом, писателем или что-то в этом духе. Родителей я шокировал, сказав, что остаюсь в Самаре. Они вообще не думали, что я куда-то уехал летом, думали, что я на озерах в Челябинске. И тут я звоню и говорю: «Поступил в университет в Самаре».

В ответ мат, мат, мат. На следующий день перезванивает отец и говорит: «Ладно, лучше учись, чем в армию». Остались, сняли разрушенный дом за 2500 рублей. Тоже такая эстетика бойцовского клуба. Полгода проучились и тут первая "Студвесна". Я даже понятия не имел, что такое "Студвесна". «Ребята, надо сделать спектакль какой-нибудь». Я говорю: «Ну, давайте, я умею танцевать». У меня тут появились всякие барышни и с ними мы сделали первое подобие коллектива. Я сразу выиграл какие-то номинации. Должен был выступать то ли на городе, то ли на области, но в этот день меня избили до полусмерти (лежал в больнице, в нейрохирургии, но сбежал оттуда).

Уже в сентябре бригада первокурсников освоилась и решила замутить что-то на "Посвящение в первокурсники".  А мне, будучи приезжим, очень легко все давалось. Казалось,  что в Самаре все ненастоящие и какие-то блаженные. Там я не мог два слова связать, а тут мог все. «Я люблю «Уральских пельменей», сейчас все напишу». Сделали номера как раз те, которые возили на «Минуту славы» потом. Мы создали танцевальный коллектив «Сила Безмолвия» среди студентов филфака.

Назвались так потому, что у нас, филологов, всегда валялись разные книжки, и одна из них была книжка Кастанеды «Сила Безмолвия». Очень пафосное название, и я первое время боялся говорить, что мы «Сила Безмолвия».

Выступили на Поволжском чемпионате, а потом все начали говорить, мол, вау, Саша, как круто, ничего подобного здесь не было. Хотя я сейчас понимаю, что там как раз ничего особенного мы не делали. Пригласили в «Скрим». А «Скрим» – очень древний самарский коллектив, такой весь классный и титулованный. Ну, я был очень амбициозен, глуп и  думал, что меня пригласили в качестве постановщика, хотя взяли меня на роль исполнителя. Когда я осознал, что не буду делать там постановки, сразу ушел, при этом понимаю, что  приобрел там безумно огромный опыт и практику.

Параллельно с этим Степан Пестряков, тогда еще не руководитель Comedy Club Samara Style, а просто студент мехмата на курс меня старше, говорит: "Давай, ты команду КВН сколотишь и будешь играть в лиге госуниверситета". Собрали с парнями филфака команду, назвались команда КВН «Команда». Приняли участие в фестивале, на игре был Колчин, который порекомендовал нам отправиться в Лигу. С большим успехом просуществовали год в Лиге, хотя было не так смешно, «тупники» уверенно подавали и зал ликовал.   Степан Пестряков и куча квнщиков говорили, что все мы классные.

- Подожди, а что происходит с «Силой безмолвия»?

- После удачного выступления в Поволжском чемпионате «Сила безмолвия» продолжила существовать, мы делали всякие штуки, но я загнался в то время по КВНу, еще и Comedy Club Samara Style открыли. Танцевальный коллектив я развалил, когда мы приехали в Москву и ничего не заняли. Мне очень не нравилось, что девушки не хотят заниматься танцами. Приехали в Москву, я говорю – вот есть несколько дней, совершенствуйте тело, работайте. Они ничего не делали,поэтому я распустил коллектив. И после нас осталось уже три человека в «Силе безмолвия», и мы просто ездили по корпоративам.

- А как ты попал на телек?

- В 2007-м году организовался проект «Смех без правил». На тот момент было очень много региональных представительств Comedy Club (штук 40) и всех резидентов отправляли в Москву. Не было никаких кастингов, показывали пальцем - ты едешь, вот тебе столько-то суточных. Мы приехали, там как раз - Олег Верещагин, дуэт «Красивые». В первом отборочном туре я дошел до последнего конкурса, но меня «слили». Потом меня еще раз несколько раз приглашали в «Смех без правил». Просто после первого эфира я безумно понравился всем девочкам, тогда у меня еще были длинные волосы. Объясняли, что берут меня на «мясо» – чтобы девочки переживали, но никто не пускал меня дальше. Такая вот политика телевизора. Я там, естественно, со всеми познакомился.

Осень 2007-го, как-то все мутно, я ничем не занимаюсь и тут эта же бригада, которая делала «Смех без правил», приезжает в Самару и говорит:"Мы делаем «Танцы без правил». Звонят мне: «Можешь в качестве «фрика» прийти на кастинг, что-то сделать или хотя бы попытаться потанцевать?». Я выступаю на этом кастинге и каким-то чудом прохожу до финала. Остаются четыре танцевальных единицы, и мы едем в Москву. Вот круто. Я опять же, не готовясь, приезжаю на «Танцы без правил», всю передачу снимают за три дня, я дохожу до финала, занимаю второе место (второе по очкам, так как первое занял дуэт).

И тут я в себя очень сильно поверил и открыл свою школу танцев. Точнее, не я открыл. Устроился сначала педагогом в танцевальную студию «Луна». Как-то на занятие пришли девушки и спрашивают, можешь ли ты для нас индивидуально преподавать. Они арендовали зал, я пришел к ним. Все мои ученики пошли за мной, и это был первый состав «Силы безмолвия».

- Это все уже происходит на коммерческой основе?

- Да. Я уже начал зарабатывать.

- То есть, в 2005 году «Сила безмолвия» – обычный коллектив, а вот уже в 2008-м «Сила безмолвия» стала школой?

- Да. В 2009 году мы официально открыли ООО и начали делать набор, вешать по городу афиши и всё такое. В мае 2008-го, наконец, показали «Танцы без правил» и, по сути, мне даже рекламу не нужно было делать - Саша Апполонов сделал себе студию. Аааа… Был безумный коммерческий успех. Девочки приходили, им вообще эти танцы не нужны были.

Кстати, за первое место в «Танцах без правил» Маша Козлова получила миллион, а я получил iPhone, его в России-то не было, и я думал - вот уродский телефон. Приехал в Самару и за 10 000 его продал, чтобы купить нормальный телефон. А теперь вот думаю, может, и зря.

- Как был придуман фестиваль?

- Для отчетного концерта моей школы я договорился об аренде зала «Современника» по очень льготным условиям. Позвонил своему учителю Сергею Смирнову, тому самому руководителю эксцентрик-балета и сказал, что хочу их привезти в Самару. Он говорит, да нет проблем – 100 тысяч. Я сразу «ааа» - откуда ж такие деньги взять?! Для меня тогда это было огромнейшей суммой, но я очень старался. В итоге назвал все это фестивалем современной хореографии «Сила безмолвия», хотя это был обычный концерт, на нем выступали  «эксцентрики», «Скрим» и мы.

Ах, еще до этого была одна авантюра. Как, собственно, «Сила безмолвия» стала популярна как коллектив? Нам дали малый зал в «СамАрте» на один день. Я взял и сделал огромный вброс в СМИ, мол, выступает самарский коллектив «Сила Безмолвия» (тогда известный лишь в узких кругах), интеллектуальная хореодрама «Действо (в кубе)» и стоимость билета – 1500 рублей. Все сразу: что такое, кто такие? Там зал был рассчитан всего на 100 человек. И тут я придумал ход: всем своим знакомым дал по одному билету, сказав, чтобы никому не говорили, что я даю бесплатные билеты.  Все пришли, смотрят, полный зал, СМИ, куча репортеров.

- А за деньги-то кто-нибудь зашел?

- Вроде, один человек. В общем, все сработало, я смог всех обмануть. Был безумный успех – крутой коллектив «Сила безмолвия», аншлаг. До сих пор многие об этом не знают,  а кто знает, не верят.

И когда я пригласил Смирнова выступить в Самаре, я рассматривал это уже как свое достижение – мы выступаем на одной сцене с человеком, который за неделю до этого получает в Москве две «Золотые маски» - высшую театральную премию в России. И тогда после первого фестиваля мы снова приобретаем популярность, кому-то понравилось, кому-то не понравилось, но мы получаем аудиторию. Уже через полгода после первого фестиваля мы делаем еще один. Привожу Смирнова, коллективы из Питера, Москвы.

- Это все окупается?

- Первый раз окупилось, второй раз вышли в ноль. Третий фестиваль сделали уже конкурсом, то есть не просто концертом. Сейчас фестиваль «Сила безмолвия» будет проходить во второй раз как конкурс и в четвертый раз как фестиваль.

Вот так активно мы делали всякие постановки, сольные концерты. А в прошлом году у меня появилась жена, ребенок и сейчас немного поутихли эти творческие порывы.

- Вот. Как раз ты сам подвел к этому вопросу? Как теперь семья влияет на всю твою деятельность!

- Если раньше все было по барабану и все было легко, то сейчас с появлением жены и ребенка я начал все структурировать. У меня появилось больше работы, и она не всегда теперь связана с танцами. По сравнению с тем, как я жил раньше, - небо и земля.

- А кроме танцев, чем ты еще сейчас занимаешься?

- Ой, много чем. Я говорю, что продаю идеи. Зовут разные люди, спрашивают всякую ерунду, а я им помогаю. Например, сейчас я занимаюсь рекламой Института управленческих технологий и аграрного рынка. Пришел туда в качестве хореографа, рассказал про всякие свои рекламные штуки, они говорят, давай нас тоже пиарить. И сейчас я там отвечаю за брендбук, фирменный стиль. Помимо этого, я подружился с  Газбанком. Числюсь у них как «креатор». Я делаю там вирусную рекламу. Пришел сам как-то раз и говорю, давайте сделаем вирусную рекламу для вас, например, едет инкассаторская машина и из нее вываливает 300 миллионов рублей!

- То есть и эта твоя идея?

- Идея моя, но мы ее плохо реализовали. Просто боялись еще ее реализовывать. Все снималось в реальном времени, и мы не ожидали, что операторы, которые должны были все снимать, сами испугаются. Поэтому видео пришлось собирать из всего, что насняли.

Главное - все, что делаю, все продается. Мы, например, сделали пародию на известный рекламный ролик  компании «Yota». «Yota» прокачивали свой ролик, и одновременно с этим набирал популярность наш ролик. В итоге нам позвонили из компании и сделали коммерческое предложение. Хотя после того, как мы отправили им рабочие сценарии, они сразу замолчали. Кроме того, мы в этом году начали заниматься еще мультипликацией.

- А ты можешь сам объяснить вот эту свою всесильную мощь? За что ни берешься, все получается и становится популярным.

- Моя жена считает, что мне просто везет. Кропотливый труд присутствует, но, в конце концов, главную роль играет удача. Просто какое-то видение у меня другое. Людям очень нравится, когда все делается не по правилам.

- А с «Минутой славы» что?

- В 2009-м ездили в Москву. Выступили круто. Парфенов сказал: «Ребята, я не верю, что вы это придумали сами, где-то украли». Я с ними поругался и в итоге нас вырезали. Позвонили с Первого канала и сказали, что половину передачи просто вырезали. При этом убрали и тех, кто прошел и тех, кто не прошел, ничем это не мотивируя. Первый канал – вообще мутная контора. У них и суточные маленькие, и всегда пытались обмануть, а мелкие администраторы все не хотели отдавать нам деньги за билеты. Не то, что ТНТ – там хорошо платят, со всеми "звездами" общаешься. Вот Тимати я видел (улыбается – прим.).

- А как ты представляешь себя и «Силу безмолвия» лет через 15?

- Я вижу себя как постановщика, у меня есть крутой танцевальный коллектив, который слушается и понимает, а я с ними реализую всякие штуки. У нас много премий, наград.

- Это все в России происходит?

- Нет, это как бы такая глобализация, база наша будет находиться в Самаре, а реализовывать проекты мы будем во всем мире. В Москву нужно ехать только ради телевизора, хотя телевизор через два года умрет. Достаточно просто выйти на YouTube и создать свой канал.

- Расскажи, пожалуйста, про самое большое достижение в жизни. Какой свой успех ты особо выделяешь?

- Все достижения относительны. Семья? Конечно. Хотя семья – это в принципе логично. И та семья, которая у нас складывается сейчас, меня очень радует.

Есть же просто то, что мне понравилось: я съездил в Сочи на КВН – мне понравилось. Я занял третье место в «Танцах без правил» - это тоже круто. А самое такое большое достижение – фестиваль «Сила безмолвия». Я сейчас мандражирую, потому боюсь, как бы фестиваль не загнил с годами. Пусть бы он дальше развивался, пусть и без моего участия, но чтобы Самара всегда выделялась.

Автор: Павлик КаревФото: silabezmolvia.ru

Комментарии

аватар пользователя: Мария Попова
Мария Попова8 ноября 2011 в 01:59

"А мне, будучи приезжим, очень легко все давалось... Там я не мог два слова связать, а тут мог все". Хорошие слова.

0
  • Ответить
аватар пользователя: pavlik karev
pavlik karev8 ноября 2011 в 03:28

второе подряд интервью как-то связано с "бойцовским клубом". даже не знаю, радоваться ли

0
  • Ответить
аватар пользователя: advance_tlt
advance_tlt8 ноября 2011 в 11:30

Очень интересное интервью. Чувствуется, что герой - очень талантливый человек. Хотелось бы пожелать ему дальнейшего творческого горения, пусть неудачи не останавливают его. и очень повезло Самаре, что он остановился в нашем городе.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Mere_mortal
Mere_mortal21 ноября 2011 в 18:14

Ебург - отличный город и народ там что надо. А в Тольятти - шустряки со всей России.

0
  • Ответить
аватар пользователя: MayaBay
MayaBay23 ноября 2011 в 04:53

Интересный персонаж - заинтересовало.
По поводу "просто с Урала, родился в Екатеринбурге, приехал покорять Самару" )
а чего нас покорять? Это Ебург попробуй покори - с его небоскребами, динамикой мегаполиса и хроническим трудоголизмом местных жителей. А Самара тиха, спокойна и размеренна) Твори, завоевывай - было бы желание.

0
  • Ответить
Rambler's Top100