Нас с тобою биеннале

20 августа состоялось главное событие Ширяевской биеннале – Номадическое шоу. Кто до сих пор в танке, сообщаем, что Ширяевская биеннале - самое крупное событие современного искусства в Самарской области. Пришла пора разогнать все тучи недоумения, повисшие над местным «совриском». Жаль, подмога не пришла, подкрепленье не прислали, что ж, обычные дела – нас с тобою биеннале.

На четные-нечетные рассчитайсь

Ширяевская биеннале проводится каждый август каждого нечетного года, начиная с 1999-го в одном из самых красивейших мест Самарской Луки. Важнейшая составляющая биеннале – международная творческая лаборатория. Так, раз в два года художники со всего мира приезжают в Ширяево и с головой погружаются в локальную культуру. Под воздействием этой культуры и немыслимых природных красот они придумывают различные инсталляции, перформансы и сооружают мозгоразрушающие арт-объекты. Во фразе «со всего мира» нет никакого подвоха. Германия, Франция, Италия, Британия – художники с большой буквы приезжают на самарскую землю и - творят, творят, творят.

В этом году география биеннале чуточку расширилась, наряду с ширяевской драмой в областной столице иностранные художники тоже шокировали и удивляли необычными инсталляциями. Но все это, конечно же, мелочь, по сравнению с главным событием – Номадическим шоу.

Хипстеры не ошибаются

Август. День 20. Речной вокзал. 8:30 утра. Хотя многие умельцы отправились на главное событие Ширяевской биеннале еще за день до Номадического шоу, благо, пятница это позволила сделать. Не сказать, что приезжает в Ширяево разношерстная публика. Извечные хипстеры, представители творческой интеллигенции, просто неравнодушные к искусству зрители. А хипстеры на биеннале, возможно, вообще приехали по ошибке. Услышали приглашение «В одном из красивейших мест Самарской Луки», да в последнем слове неправильно поставили ударение. Думали, там будут еб***ть луки, а там еб***ли контемпорари арт. Хотя нет, хипстеры не ошибаются.

Как и всегда, полнилась ширяевская земля иностранными художниками. Вообще странно все это, идешь по традиционному российскому селу, но тут и там слышишь иностранную речь. Только не нужно вот думать, что Ширяево – село в том смысле, в котором его понимают охранники ночных клубов. Потрясающе красивое, потрясающе культурное, потрясающе потрясающее местечко, расположившееся на другом берегу Волги меж двух областных огней – Самарой и Тольятти. Практически сразу же, уставших от речной поездки зрителей встретила парочка взбудораженных шведов, одетых в полицейскую форму. Будьте добры, пройдите таможенный контроль.

Вот сейчас остановимся. Я стою перед большущим выбором – стоит ли рассказывать про инсталляции и перформансы, устроенные в главный день биеннале. Представьте, как вам на пальцах показывают картины Пабло Пикассо, а вы как бы должны почувствовать всю их суть и метафизику? Как ни крути - не торкнет. А это ли не главная суть искусства?!«Сусанин» на болоте, троянский конь или слон с логотипом facebook, козоверблюд с французской речью, труба шепота (если честно, уменьшенная ее копия встречалась в фильме «Асса» Соловьева), торрентова башня и «она утонула». Хотя последнему перформансу стоит уделить больше внимания. Художник Иван Лунгин взял и утопил лодку, назвав происходящее «Она утонула». Пусть в этом перформансе погиб не хор, как на «Булгарии», а всего лишь тенор, но эмоции действительно пробудились. А возможно, последующий отпечаток наложило и трагическое самарское событие понедельника на проспекте Ленина, где автомобиль практически полностью ушел под воду.

Мы сражаемся отважно

Вот злопыхатели уже наготове показать свои острые зубки и облаять Ширяевскую биеннале трехэтажным матом. В отчетах, очерках и комментариях постоянно встречаются фразы: «Гнать всех в шею», «Смерть современному искусству», «Пора закрыть дешевую лавчонку». Назрел маленький разговорчик.

Кому же так не угодила выставка достояний современного искусства? Обычному зрителю? Да, действительно, уровень Ширяевской биеннале на порядок ниже многих, даже столичной. Пусть рамки современного искусства незаметны, и многие художники вовсе не являются теми, за кого себя выдают. Но почему закрыть? Почему же любое безобидное действие в нашей стране воспринимается хуже бездействия? Ширяевская биеннале – совершенно точно безобиднейшее действие. Никакого вреда, а тем более жертв, она не приносит. Даже наоборот, двигает искусство вперед. В стране, в которой любимая музыка – шансон, любимая передача – «Дом 2», а любимый писатель – Минаев, уровень культуры находится на нижайшем уровне (банальщина, которую повторяют на каждом углу, но до людей же не доходит). Отдельная экспозиция во Франции или Италии может быть обругана с пометкой «это квазиискусство». У нас же любая выставка должна восприниматься как толчок к развитию. Пусть Вера Полозкова заражает всех плохими стихами и пробуждает интерес к поэзии в целом, а почему тогда биеннале должно умереть? «Смерть современному искусству» - фраза, которая отражает все дилетантство отдельно взятого зрителя.

Давайте мы дорастем лет через 200 до культурного уровня развитых европейских стран, и тогда будем уже хаять отдельные выставки и работы. А пока только хавать. Позавчерашний именинник Борхес сказал, что не нужно судить о дереве по плодам, а о человеке по делам – могут быть лучшие, могут быть худшие. Пока же вкусовые рецепторы искусства у 99% населения не обрели восприимчивость. Верх берет лишь вкусовая раздражительность. Так давайте выпьем за то, чтобы стол в вашем доме был всегда полон, как в день вашего юбилея.

Автор: Павлик КаревФото: kokoshnick.livejournal.com

Комментарии

аватар пользователя: Логинова Наталья
Логинова Наталья26 августа 2011 в 01:57

Павлик не равнодушен к хипстерам))

0
  • Ответить
аватар пользователя: pavlik karev
pavlik karev26 августа 2011 в 02:09

последнее время пыл поутих

0
  • Ответить
аватар пользователя: Carobka
Carobka1 сентября 2011 в 14:34

ширяевское биеннале - это просто взрыв мозга!

0
  • Ответить
Rambler's Top100