Воздушный шар

Человек всегда хотел подняться в небо, но аппараты тяжёлее воздуха - планеры, самолёты и вертолёты — далеко не первые в истории приспособления, изобретённые человеком для покорения неба. Первые попытки оторваться от земли предпринимались в двух направлениях, и одно из них — летать как птица — было изначально обречено на провал: слишком сложна кинетика взмахов птичьих крыльев, слишком много энергии нужно для приведения их в движение для того, чтоб поднять что-нибудь тяжелее самой птицы и сопоставимого с ней по весу груза. Но если нельзя летать — может быть, попробовать... плавать?

Так появились первые аппараты легче воздуха, поднимающиеся сквозь толщу атмосферы подобно пузырькам в жидкости, и способные делать это до тех пор, пока разреженный воздух высот позволяет это делать.

Пока шар и его снаряжение весят меньше, чем вытесненный воздух, он будет подниматься. Если он потеряет какую-то часть поднимающего его газа и его масса увеличится, он начнет падать. Отпущенный на свободу шар станет совершать подъём до тех пор, пока вес вытесняемого воздуха не уравняется с его собственным. Чтобы изменить высоту полета, воздухоплаватель должен либо уменьшить поднимающие его силы, чтобы опуститься, либо уменьшить его вес, чтобы подняться. Чтобы спуститься, он должен выпустить немного заполняющего объём шара газа через клапан наверху купола, а  чтобы взлететь выше - выбросить за борт часть заранее взятого для этой цели груза.

Первый воздушный шар был приготовлен во Франции в 1783 году бумажными фабрикантами братьями Монгольфье. Исходя из мысли, что для поднятия какого-либо предмета в небо достаточно, чтобы он был легче вытесненного им воздуха, они приготовили легкий бумажный шар, который наполнили нагретым дымом. Их опыт вполне удался, с тех пор шары, поднимаемые вверх нагреваемым воздухом (сегодня используются мощные газовые горелки), называют по имени создателей — монгольфьерами.

Их современник профессор Шарль усовершенствовал конструкцию, предложив использовать в качестве подъёмной силы готовые газы легче воздуха, которые не нужно греть, вчастности — водород. Один кубометр водорода поднимает в воздух чуть больше килограмма веса. Конструкция Шарля дала название второго типа шара — шарльер, и также работает практически без изменений в наши дни. Взрывоопасность водорода, ставшая причиной нескольких ужасных катастроф во времена расцвета эпохи дирижаблей в начале двадцатого века, послужила причиной перехода современных шарльеров на безопасный инертный газ гелий. Высокая стоимость гелия компенсирует пожароопасность водорода, но делает слишком дорогими любительские полёты, поэтому большинство частных шаров сегодня относятся к типу монгольфьеров, а гелиевые аэростаты используются в метеорологии, военных целях и высотной фотосьёмке.

Тепловые шары — монгольфьеры с тех давних пор и до наших дней остаются одним из самых захватывающих видов активного отдыха, хобби и способов путешествовать, отдавшись на волю ветра. Во всём мире регулярно проходят невообразимо красочные фестивали аэронавтов - пилотов воздушных шаров. Мало какое зрелище может сравниться по красоте с сотней медленно плывущих над землёй красочных аэростатов самых причудливых форм и расцветок.  Скорость движения воздушного шара всегда значительно меньше скорости ветра и редко когда превышает 18-20 километров в час, но  при полёте, при свободном парении, а вернее, всё же — при вольном плавании, подхваченном течением ветра, сквозь кристально прозрачную, многокилометровую толщу заполненной лишь воздухом и солнцем завораживающей пустоты, скорость — это вовсе не самое главное.

Автор: Сергей Голиченков

Комментарии

аватар пользователя: margarita gavrilova
margarita gavrilova13 августа 2012 в 14:04

А дирижабли, не одного поля ягода? Они и во время войны применялись. Ой, не девчячья это тема)))

1
  • Ответить
аватар пользователя: ranaboi
ranaboi31 августа 2012 в 07:14

Как мне нравится воздушный шар)всегда хотел полетать на нем

0
  • Ответить
Rambler's Top100