Эффект присутствия

Сегодня принято считать, что СССР был кладбищем идей, и ни одна технология для массового потребления так и не была доведена до ума. Однако сейчас мы видим, что многие разработки того времени, такие, как троичный компьютер или система стереокино, нашли свое перевоплощение только спустя многие годы. Иными словами, к началу 90-х годов Советская Россия во многих областях если не была впереди планеты всей, то, во всяком случае, ничуть не уступала конкурентам.

В России первый стереокинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в марте 1911 года. Здесь демонстрировались 3D картины зарубежного производства, а также цветные фильмы, снятые по технологии "Кинемаколор". После революции с середины 1930-х годов основные исследования в области стереокино велись во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ).

К началу сороковых годов прошлого века в столице появился свой стереокинотеатр под названием "Москва". 4 февраля 1941 года в "Москве" состоялся премьерный показ стереофильма "Концерт" режиссёра Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского. Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране. Интересно отметить, что смотреть фильмы в 3D уже тогда можно было без очков благодаря специальному растровому экрану, располагавшемуся перед зрителями. Впоследствии от этой технологии отказались в пользу очков, так как с ними стереоэффект ощущался сильнее.

Подошла очередь рассказать и о наиболее продвинутой технологии прошлого века, которая на протяжении двух десятилетий по удобству использования и качеству изображения не имела аналогов за рубежом. Однопленочная система "Стерео-70" была разработана в 1963 году и предназначалась для съёмки кинофильмов в 3D в связи с распространением широкоформатных фильмов. Число 70 в названии обозначает ширину кинопленки 70 миллиметров, на которой поперек расположена пара стереокадров и звуковая дорожка.

Первыми полнометражными фильмами, снятыми по системе "Стерео-70", были "Нет и да" (1967 год, режиссёр Аркадий Кольцатый, оператор Константин Новиков) и "Таинственный монах" (1968 год, режиссёр Аркадий Кольцатый, оператор Пётр Терпсихоров). Второй из этих фильмов только в стереоварианте просмотрели около 40 миллионов человек.

Предложенная Советским союзом технология была настолько удачной, что 2 марта 1991 года Американская академия киноискусств присудила ее создателям "Оскар" в номинации "за техническое достижение". Самое главное, что система имела большие перспективы для дальнейшего коммерческого внедрения.

По качеству и степени внедрения советская система представляла собой гениально-простое решение задачи воплотить в жизнь широкодоступное, массовое 3D-кино. Мы обратим внимание, что канадская система IMAX была гораздо более сложной в эксплуатации и неудобной в обращении. Только последующий развал СССР позволил ей избавиться от конкуренции на мировом рынке и выйти в лидеры.

Итак, мы переходим к описанию другой значимой стереосистемы, более известной как IMAX. IMAX был разработан канадской корпорацией в 1970 году, на семь лет позже своего аналога. 3D-фильм хранится на двух плёнках. При показе они синхронно движутся через один проектор IMAX 3D, снабженный двумя объективами и лентопротяжными механизмами, либо через два отдельных проектора IMAX. Картинки для левого и правого глаз одновременно проецируются на гигантский экран.

Первой художественной лентой, выпущенной в IMAX 3D, оказались "Крылья Отваги", 45-минутный фильм о писателе и пилоте Антуане де Сент-Экзюпери. За этим последовала целая череда фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию, в их числе "Челюсти 3", "Пятница, 13-е. Часть 3 в 3D" и множество других. По количеству выпускаемых в 3D фильмов стандарт IMAX начал обгонять "Стерео 70" лишь в начале 2000-х.

В настоящее время в мире осталось всего несколько лабораторий, где ещё можно обработать широкоформатную плёнку и отпечатать 70-миллиметровую копию фильма. В нашей стране уже нет ни одной такой лаборатории. Поэтому система "Стерео-70" теперь может быть востребована только для съёмки с последующим переводом в цифровые форматы и изготовлением цифровых копий.

Сегодня стереокинематограф переживает пик своей популярности. Самым богатым на 3D-кинопремьеры был 2011 год, когда на экраны вышла 41 картина в этом формате. Многие фильмы обрели вторую жизнь после их перевыпуска в формате 3D. Очевидно, что массовая доступность трехмерного кино стала возможной во многом благодаря развитию цифровых технологий, когда процесс съемки 3D значительно упростился.

Какие изменения ожидают нас в сфере развлечений? Когда мы, наконец, увидим первое голографическое кино? Ответ ясен: первые шаги в этом направлении были сделаны уже около 100 лет назад. Очередной виток развития в мире кинематографа ожидает нас уже в ближайшее десятилетие, ведь все новое - это хорошо забытое старое.

Автор: Петр МаркеевФото: с сайта nikfi.ru

Комментарии

аватар пользователя: Онотолей
Онотолей12 февраля 2013 в 00:02

Может и снимали фильмы стерео, но ни одного зрелищного не придумали

0
  • Ответить
аватар пользователя: ДэниелРедклиф
ДэниелРедклиф12 февраля 2013 в 00:04

Век живи - век учись. Никогда не знал таковых подробностей.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Нонна
Нонна12 февраля 2013 в 01:20

а я в детстве ходила в стерео на сказку какую-то, до сих пор помню, как все пригибали головы при виде летящего прямо в зал змея горыныча. классно было! ничуть не хуже аймакса

0
  • Ответить
аватар пользователя: Садеева Юля
Садеева Юля12 февраля 2013 в 01:22

интересные факты!)
только если говорить о кино, то лучше посмотреть советский фильм, чем, например, зомби против пришельцев!)) что будет дальше?)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Corleone
Corleone12 февраля 2013 в 10:19

Сейчас технология 3D - доступна дома. Я купил телевизор с поддержкой 3D - эффект очень хороший. Фильмы беру здесь http://3d-anaglyph.ru/

Кстати, там подробно и понятным языком описаны технологии воспроизведения 3D фильмов.

В ближайшее время, на мой взгляд, будет развиваться технология активных дисплеев встроенных в очки, как например у Google или шлемы виртуальной реальности

1
  • Ответить
Rambler's Top100