Рецензия: «Великий Гэтсби»

Вот и состоялась долгожданная премьера фильма «Великий Гэтсби» по мотивам одноимённого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Данная кинолента совсем недавно открыла Каннский фестиваль на великолепном Лазурном Берегу. Мысль, что фильм действительно выше всех похвал, приходит только спустя несколько часов после просмотра - экранизация классического романа, как-никак.

 

Это одна из тех незаурядных кинолент, которые надо посмотреть не только ради «досугового» развлечения, но и для эстетического удовольствия. «Великий Гэтсби» - кинокартина о загадочности восприятия времени, несправедливости общественных нравов, истинном человеческом величии, одиночестве, любви и ненависти, настоящих мечтах и потерянных надеждах. Фильм явно не вписывается в стереотипные киноленты об «американской мечте».

 

По сюжету фильма писатель, некий Ник Каррауэй, весной 1922 года приезжает со Среднего Запада в Нью-Йорк и селится по соседству с Джеем Гэтсби, настоящее имя которого - Джеймс Гэтц. На противоположном берегу бухты проживают кузина Ника - Дэйзи с мужем Томом Бьюкенен, повесой и аристократом. Размеренная жизнь Каррауэя меняется после встречи с ним – великим и загадочным человеком – Гэтсби, о жизни которого почти ничего не известно.

 

Как выясняется, Гэтсби - сын бедных фермеров, уроженец Северной Дакоты. В 16 лет он по воле представившегося случая попадает на борт роскошной яхты и даёт себе обещание стать таким же богатым, как её владелец. В погоне за мирской славой, богатством и личным счастьем герой приезжает в громокипящий Нью-Йорк. Ник Каррауэй становится свидетелем истории невозможной любви Гэтсби и Дейзи, вечных несбыточных мечтаний, непреодолимой силы надежды и настоящей человеческой трагедии главного героя с, как кажется, закономерной «развязкой».

 

Тонкая линия символичных образов, возникающая между строк данного произведения киноискусства, впечатляет. В этой вселенной романтических мечтаний и надежд всё поделено на два мира: бедных и богатых, настоящего и прошлого, истинного и мнимого, любви и ненависти.

 

Джей Гэтсби и Ник Каррауэй, обладая художественным восприятием мира и любовью к созерцанию (один когда-то был художником, другой – писатель в настоящем) – «сироты» бунтующего мира, они находят друг друга в современном им мире «болезненных» нравов и становятся хорошими друзьями - их соединяет невидимая нить понимания. Яркая деталь, обращающая на себя внимание: довольно скрытный Гэтсби, гости дома-крепости которого всегда приходят без приглашения, присылает его своему соседу, писателю Нику. Это незаурядное «приглашение в жизнь», куда Гэтсби никого не пускает. Именно Ник Каррауэй будет первым человеком, который узнает о Великом Джее всю правду. 

 

По ходу киноленты герою Гэтсби постоянно кто-то звонит. Звонок становится своеобразным способом соединения с людьми, попыткой наладить взаимоотношения с обществом, нравы которого в глубине души ему так чужды. Попытка важная (неслучайно он ко всем обращается фамильярно-ласково - «старина»), но тщетная. Мы постепенно узнаём о Гэтсби всё больше подробностей. Нынешний миллионер был на войне, что заметно в его поступках и жестах, прикрытых слегка наигранными ужимками джентельмена с оксфордским образованием.

 

В лучших традициях классического жанра эмоциональные переживания героев оттеняются переменой погоды. Образ океана, разделяющий Гэтсби и Дейзи, является своеобразным отголоском бунинского океана из «Господина из Сан-Франциско». Эта важная деталь заведомо обрекает Гэтсби на одиночество и показывает чуждость героев друг другу. Даже маленький зелёный огонёк, соединяющий их, в конце фильма теряет для Гэтсби всякий смысл, сковывая героя в оковы реальности.  

 

Приятно удивило музыкальное оформление кинокартины: это не обтекаемая романтичная музыка 20-30-х годов, а неожиданная, немного дерзкая, отчасти странноватая, но в какой-то мере последовательная стилизация современной музыки под исполнителей 20-х годов. Удачное совмещение масштабов исторических эпох и колоритного литературного материала со стилизованной под джазовые ритмы поп-музыкой с лёгкой подачи музыканта Jay-Z (Шона Кори Картера) вполне органично воссоединяются в фильме. Баз Лурман пригласил Jay-Z вместе с Джеймсом Сэмюэлем в помощь британскому композитору Крэйгу Армстронгу, известному по работе в мюзикле «Мулен Руж». Такая импровизация, возможно, понравится не всем: эпизод вечеринки в доме Гэтсби, где общество 30-х годов безудержно веселится под ритмы американского рэпа, и правда поначалу вызывает некоторое недоумение.

 

Этот «временной мостик» в настоящее – не просто прихоть режиссёра, а вполне оправданная деталь: все эпохи пересекаются, и, по сути, основные законы жизни остаются неизменными. Времена меняются – люди остаются, те же жизненные ситуации в разном воплощении и те же человеческие ошибки.

 

Однако эти сцены сами по себе носят характер чрезмерной «пряности», вульгарности и перенасыщенности, припудренной мишурой напыщенного декорирования, которые прикрывают бессмысленность существования светского общества. Изначально долго не можешь понять, откуда такое странное ощущение неестественности и наигранности в этих моментах. Вывод не заставил себя долго ждать - всё дело в привычке: никто не будет отрицать, что эпоха разлагающейся морали, блистательного джаза и «королей контрабандного алкоголя» безгранично легкомысленна, что оправдано стремлением кардинальной ломки стереотипов. Девушки стали более раскрепощёнными, макияж – более ярким, одежда – более демократичной и вызывающей, но этого никогда не было видно на затёртых временем чёрно-белых кинолентах. Зато такие моменты почти «новогоднего» разгуляй-веселья по-американски выделяют главного героя, мягко оттеняя его образ от всех остальных.  

 

Крепких рукопожатий от мужчин и страстных поцелуев от девушек заслуживает актёрский состав «Великого Гэтсби». Да простят меня Тоби Магуайр (герой Ник Каррауэй), Джоэл Эджертон (Том Бьюкенен), Джейсон Кларк и другие герои картины, но большая часть поцелуев достанется неповторимому Леонардо Ди Каприо и его превосходной актёрской игре. Что касается женского состава кинокартины, то здесь отличилась Кэри Маллиган в роли Дейзи Бьюкене с традиционным для американских актрис тупым взглядом невинной овечки. 

 

Костюмы и декорации тоже не остаются в стороне, чего только стоит автомобиль, созданный по эксклюзивному заказу Джея Гэтсби, который для героев сыграет роковую роль. Известно, что все автомобили для фильма делали вручную.

 

Фильм в целом и все герои в отдельности неоднозначны. Они никогда не подпускают к себе близко, не позволяют принять их и полностью им довериться. Гэтсби так и остаётся для нас загадкой.

 

Кто Вы, Великий и загадочный мистер Гэтсби: миллионер с утончённой душой и уникальным воображением, сгорающий от любви к «испорченной» женщине, или одержимый исполнением своего очередного желания, которых в Вашем списке немало, эгоист; счастливец, обретший мнимую мечту, или несчастный, глубоко заблуждающийся герой своего времени, обречённый на вечное одиночество? Вряд ли мы найдём ответ, ведь у каждого из нас – «свой Гэтсби» и свои мерила величественности.

Великий Гэтсби. Съемки from Arriva.ru on Vimeo.

Lana Del Rey - Young & Beautiful (from The Great Gatsby) from Arriva.ru on Vimeo.

Автор: Олеся БорисоваФото: с сайта kinopoisk.ru

Комментарии

аватар пользователя: Svetlaya86
Svetlaya8620 мая 2013 в 03:59

отличная рецензия!

1
  • Ответить
аватар пользователя: miamimiss
miamimiss20 мая 2013 в 06:01

Слишком много карт открыли в рецензии..... фильм уже посмотрела, отличный фильм!!! после таких фильмов еще долгое время находишься как бы в оцепенении от увиденного, от впечатлений, от грусти.... фильм на 5+.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Aleksandra
Aleksandra20 мая 2013 в 13:33

Согласна!

1
  • Ответить
аватар пользователя: dedlen
dedlen20 мая 2013 в 12:12

ой захвалили прям. Ничем не прикрытая реклама. Если бы не обсуждения в сети, то и в кинотеатры бы никто не ходил.

-4
  • Ответить
аватар пользователя: Aleksandra
Aleksandra20 мая 2013 в 13:25

А Вы не сидите в Сетях, лучше сразу в кино идите. Полезнее будет.

1
  • Ответить
аватар пользователя: ДмитрийП
Погодаев Дмитрий20 мая 2013 в 14:11

Посмотрел фильм. Рецензия хорошая, а фильм несёт много вредных убеждений

0
  • Ответить
аватар пользователя: Нонна
Нонна21 мая 2013 в 06:34

и рецензия, фильм - всё супер! Фицджеральд был бы в восторге от такой экранизации!

2
  • Ответить
Rambler's Top100