Весь Дэвид Финчер как на ладони

Весь Дэвид Финчер как на ладони

Сегодня в российском прокате стартовал новый фильм Дэвида Финчера, снятый по мотивам одноименного романа Гиллиан Флинн — «Исчезнувшая» с Беном Аффлеком и Розамундой Пайк в главных ролях. Чтобы понять, чего именно нам ждать от психологического триллера о сложных отношениях супружеской пары, «Аррива» решила вспомнить весь творческий путь режиссера и попытаться проанализировать, что именно любит в кино сам Финчер.

Учитывая, что карьера одного из самых успешных современных голливудских режиссеров началась с фильма «Удар живого барабана», можно смело утверждать, что музыка является одним из самых ярких выразительных средств Финчера. После записи концерта Рика Спрингфилда Дэвид пошел в большое кино. Дебютный полнометражный художественный фильм «Чужой 3» оказался совсем неудачным, но, к счастью, мало кто теперь помнит об этом. Молодой режиссер сделал необходимые выводы и продолжил снимать…

«Семь», 1995 год

Изначально фильм должен был снимать другой режиссер — Дэвид Кроненберг, однако тот отказался, и контракт был заключен именно с Финчером. По сюжету в небольшом городке появился загадочный убийца-маньяк. Он убивает своих жертв со страшной жестокостью, в соответствии с одним из смертных грехов: таким образом, он их наказывает. Расследованием череды убийств занимаются двое — опытный сыщик и молодой, но увлеченный полицейский.

Одна из первых серьезных драматических ролей Бреда Питта и уверенное исполнение Моргана Фримена дополняются феноменальной ролью в исполнении Кевана Спейси. Эта картина стала эталоном не только для фильмов в стиле нео-нуар, но и для многих триллеров в целом. Например, нашумевший сериал «Настоящий детектив» во многом построен по тем принципам, которые впервые использовал Финчер в триллере «Семь».

«Игра», 1997 год

После успеха фильма «Семь», Финчер решил не останавливаться и работать в жанре психологического детектива. Однако теперь режиссера захватывает тема параллельной реальности, поэтому в фильме «Игра» все меньше перестрелок и все больше загадок. 

По сюжету преуспевающий бизнесмен Николас Ван Ортон на свой день рождения получает странный подарок от своего брата-неудачника. Вскоре с Николасом начинают происходить невероятные вещи. Во всех этих событиях как-то замешан его отец, который совершил самоубийство много лет назад. Вступив в непонятную игру, Николас понимает, что только докопавшись до своих самых глубинных страхов, он сможет победить. Реальность и иллюзия по-настоящему переплетаются в сознании персонажа Майкла Дугласа. Интересно, что сам режиссер был недоволен концовкой триллера, но какой финал кажется ему уместным, он так и не рассказал.

«Бойцовский клуб», 1999 год

Культовый голливудский фильм, снятый по одноименному роману Чака Паланика. Картина вошла во все возможные и невозможные «списки лучших фильмов». К творческому тандему Финчера и Питта присоединился Эдвард Нортон и добавил немного трогательности, отчаяния и нежности. Но несмотря на это, фильм получился жестким, бескомпромиссным и просто шокирующим, особенно для того времени. Именно в «Бойцовском клубе» Финчер окончательно раскрыл тему параллельных реальностей и альтернативных существований. Эта картина демонстрирует пагубное влияние на мужскую психологию целого поколения культуры потребления. Фильм-манифест и одновременно — фильм-приговор.

«Комната страха», 2002 год

Главная героиня фильма в исполнении Джоди Фостер вместе со своей дочерью въезжает в только что купленный дом. При покупке риелтор обещает матери-одиночке: «Здесь всё, что ты хотела, и даже больше». Так и есть: помимо комфорта, уюта и высоких потолков в доме есть специальная комната, в которой можно спрятаться, если в дом залезут воры. Хитрость комнаты в том, что в нее невозможно попасть снаружи, если уже есть кто-то внутри. Комната одиночества.

Если бы этот фильм снимал Сильвестр Сталлоне, то мы бы долго наблюдали, как воры взрывают дверь и выносят оттуда миллионы. Но фильм снимал Финчер, а соответственно нас ждет зрелище пострашнее взрывов и перекошенных лиц. В этом триллере режиссер обнажает души своих персонажей и оказывается, что в каждом из них живет кровожадный зверь.

«Зодиак», 2007 год

Фильм о маньяке и психопате, который держал в страхе всю Америку более 20 лет. Вполне закономерно, что эту картину снял режиссер, который также вот уже почти 20 лет держит в страхе зрителей по всему миру. Нельзя сказать, что это самая сильная и запоминающаяся работа Финчера, но он просто не мог устоять от соблазна и не рассказать историю педантичного убийцы, который все время оставляет зашифрованные сообщения для полиции в прессе.

На этом проекте Дэвид Финчер с упорством маньяка воссоздавал мельчайшие детали, которые попадали в кадр. Например, в сцене, когда один из персонажей везет сына в машине, по радио звучит концерт группы Rolling Stones, данный ровно в тот самый день, когда происходит действие.

«Загадочная история Бенджамина Баттона», 2008 год

Эта картина стала третьей в фильмографии режиссера, в которой он доверил главную роль Бреду Питту. И каждый из этих фильмов стал поворотным в карьерах как актера, так и режиссера. «Загадочная история Бенджамина Баттона» принесла Питту номинацию на «Оскар» и одну из самых интересных ролей. Он играет таинственного человека, который в детстве имел внешность и состояние здоровья глубокого старика, но с годами молодел и расцветал. Конечно, гримеры сделали всё, чтобы помочь преображению Бенджамина Баттона, но и заслугу Питта отрицать не стоит.

Финчер в этот раз решил на время оставить проблему параллельных пространств и занялся проблемой линейности времени. Таким образом, он охватил основные положения существования. Именно эта картина превратила режиссера-Финчера в философа-Финчера.

«Социальная сеть», 2010 год

В картине рассказывается история создания одной из самых популярных социальных сетей в мире — Facebook. Так Финчер продолжил свое исследование в области пространств и параллельной реальности. Теперь под прицел его камер попало виртуальное пространство. Никто из сотрудников Facebook, включая основателя, Марка Цукерберга, не принимал участия в создании сценария фильма и не консультировал создателей во время съемок. А это значит, что документальная точность, которая играла важную роль в «Зодиаке», не интересует режиссера на этом проекте. Финчер создает виртуальный фильм о виртуальной сети. При этом нет никакой интриги в реальных отношениях персонажей. Картина начинается с расставания главного героя со своей девушкой, и дальше все становится только хуже.

«Девушка с татуировкой дракона», 2011 год

Фильм снят Финчером по мотивам одноименного романа Стига Ларссона, точнее — первой части его нашумевшей детективной трилогии. Шведский опальный журналист Калле Блумквист (Дэниел Крэйг) получает задание, суть которого состоит в том, чтобы выяснить, кто 30 лет назад убил молодую девушку. Помогать журналисту в расследовании соглашается гениальный хакер Лисбет Саландер (Руни Мара), которая обожает пирсинг, однополые связи и ставить на место мужчин. Они приезжают в небольшую деревушку, и уже через несколько дней оказывается, что в круг подозреваемых входят все жители поселка.

В этом триллере Финчер довел до апофеоза свое умение делать современный нео-нуар. Не так уж важно, кто именно в итоге окажется убийцей. Важно, как живут главные герои и как они выживают в этом бескомпромиссном, жестоком и щемяще одиноком мире.

Подводить итог фильмографии Финчера еще слишком рано. С каждой новой работой он продвигается всё дальше и дальше в своих исследованиях человеческой души и пространства вокруг нее. Триллер «Исчезнувшая» совершенно точно станет еще одной страницей в мрачном манускрипте Финчера. Возможно, когда-нибудь мы сможем долистать его до конца и понять, к чему пришел Финчер, а возможно, он просто не покажет нам последних страниц. Ведь он нас никогда не жалел.

«Аррива» уже делилась радостной новостью о том, что Финчер намекнул на продолжение экранизации трилогии Стига Ларссона, а буквально вчера стало известно, что режиссер возьмется еще и за американский ремейк сериала «Утопия». А пока — самое время посмотреть «Исчезнувшую» и другие премьеры недели.

Автор: Николай Гросицкий

Комментарии

аватар пользователя: oleg.burkov.92
Oleg Burkov2 октября 2014 в 22:18

нужно дружно взяться за руки и сказать, что "Бенджамин Баттон" - УГ, но мы все равно обожаем Финчера. Он еще "Карточный домик" продюсировал и снимал пилот.

2
  • Ответить
аватар пользователя: id
id3 октября 2014 в 00:47

Единственный фильм который я не смотрел из этого списка... и не стоит смотреть?

0
  • Ответить
аватар пользователя: oleg.burkov.92
Oleg Burkov3 октября 2014 в 02:23

По мне так не стоит. Бессмысленный какой-то и вообще дурацкий.

0
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina3 октября 2014 в 03:28

Просто он для девочек

0
  • Ответить
аватар пользователя: oleg.burkov.92
Oleg Burkov3 октября 2014 в 06:09

ну может быть... но я о девочках лучшего мнения :)

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko3 октября 2014 в 04:44

там Кейт Бланшетт очень крутая зато

0
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий7 октября 2014 в 04:47

Кейт Бланшет везде крутая

1
  • Ответить
аватар пользователя: id
id3 октября 2014 в 01:00

Где «Чужой 3» ??!1

0
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina3 октября 2014 в 03:26

в подводке упоминается

0
  • Ответить
аватар пользователя: aleksandra.soboleva.73
Aleksandra Soboleva6 октября 2014 в 10:56

мало, Финчер, снимай еще!

2
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий7 октября 2014 в 06:53

Если мало, то можно смотреть концерты и клипы. Он много очень снимал Майкла Джексона и еще разных музыкантов.

1
  • Ответить
Rambler's Top100