«Судья»: рецензия

«Судья»: рецензия

На этой неделе в российский прокат выходит «Судья»: фильм, в котором Дауни-младший не только шутит, но и рыдает, Роберт Дюваль осваивает старческую ролевую модель «проваливайте с моего газона», а Билли Боб Торнтон вынужденно играет полешко с глазами. Что всё это значит — в рецензии «Арривы».

Талантливый адвокат с изрядной склонностью к самолюбованию (Дауни) давно и успешно применяет к оппонентам приёмы, которые обычно делаются с высокой колокольни, причём, судя по первым кадрам, иногда и в буквальном смысле. Тем не менее карьерная идиллия в какой-то момент нарушается: у героя умирает мать. Впервые за много лет адвокату приходится ехать на одноэтажную родину, где живёт престарелый отец с сорокалетним стажем работы городским судьёй и соответствующим характером (Дюваль) и два брата (старший — очень грустный бейсболист со сломанной карьерой, младший — умственно отсталый парень с кинокамерой). Отношения у всех, мягко говоря, натянутые: траурные мероприятия представляют собой вялотекущий скандал властного папы и амбициозного сына вплоть до того момента, как отец на нервах решает прокатиться ночью за покупками и насмерть сбивает человека.

Сразу находятся подозрения в пьяном вождении, ещё чуть позже — старый и железобетонный мотив для умышленного убийства, на горизонте маячат принципиальный гособвинитель (Торнтон) и перспектива реального срока. Адвокату, несмотря на бурные родительские протесты, ничего не остаётся, кроме как взять выстраивание линии защиты в свои руки.

Подозрения, что в данный момент ты оказался несколько не на том фильме, которого ждал, начинаются уже во время пути главного героя в родной город: там есть бескрайние кукурузные поля, уютные домики, развевающиеся звёздно-полосатые флаги, резвящиеся детишки, нестерпимо прекрасное солнце и совсем уже постыдно-оптимистические пролёты с камерой и цветокоррекция. Такие демонстративные любования не очень-то характерны для судебных (да и вообще серьёзных общечеловеческих) драм, построенных на сложном сценарии и хорошей актёрской игре (к исполнительскому составу, понятно, нет никаких претензий). И мрачные предчувствия, к сожалению, оправдываются.

Материал, из которого можно было сделать крепкое, злое, яркое и реалистичное высказывание на тему взаимоотношений провинциальной и городской Америки (отцов и детей, морального выбора, духа и буквы закона, взросления и бог знает чего ещё), в «Судье» не то чтобы откровенно запорот, но превращён в какую-то диетическую колу и безалкогольное пиво.

По факту, сложно придраться к сценарию как таковому: есть приличного уровня диалоги, некая детективная составляющая, сносные юмористические вставки про концерт «Металлики», побочные линии про семейные скелеты в шкафу и юношескую любовь — хоть там периодически и случаются коллизии на уровне ситкомов. Ужасно то, что вместо нормальных полутора (ну, может, чуть больше) часов фильм идёт почти два с половиной и превращается в бесконечную патоку. Приходится, например, смотреть на пространные разговоры главного героя с дочерью, хотя где-то неподалеку откровенно простаивает несчастный Билли Боб Торнтон. Половину фильма его просто нет, а вторую половину ему откровенно нечего играть: характер персонажа толком не прописан, не говоря уж о том, что их потенциально взрывное противостояние с Дауни сводится примерно к одной сцене.

Не очень везёт с раскрытием потенциала роли старшего брата (с трагической, в общем-то, судьбой) и Винсенту Д’Онофрио, впрочем, даже это можно простить, не обладай режиссер Дэвид Добкин такой пугающей тягой к безвкусным и вторичным визуальным образам и, чего уж там, к выжиманию из зрителя слезы. Конечно, если папа и сын поссорились, они обязательно должны красиво расходиться в разные стороны по пустому шоссе, ключевой диалог на повышенных тонах обязательно произойдёт на фоне урагана, а в нужный момент обязательно заиграет сентиментальный инди-фолк или драматично зазвенит пианино. К финалу от всех этих сентиментально качающихся лодочек и крутящихся креслиц начинает уже откровенно передёргивать, как от стихов какой-нибудь школьницы.

Естественно, посмотреть на то, как эффектно Железный Человек со слезами на глазах переживает душевные муки, захотят многие впечатлительные зрители, но всё-таки, будем честными: «Парень в крутом костюме? Кто ты без него? — Актёр, талант, душка, жертва плохой режиссуры».

Что ещё вышло на этой неделе — смотрите в нашем традиционном обзоре премьер.

Автор: Aлександр Павлов

Комментарии

аватар пользователя: kamenko
kamenko17 октября 2014 в 06:15

Дауни что-то становится похож на Сталлоне(

2
  • Ответить
аватар пользователя: anton.zapuskalov
Anton Zapuskalov18 октября 2014 в 14:47

Режиссёр Добкин снял фильм, как и положено, немножко по-дэбильному

-1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko18 октября 2014 в 16:50

почему «как и положено»?

0
  • Ответить
Rambler's Top100