«Интерстеллар»: рецензия

«Интерстеллар»: рецензия

«За полёты в космос дальний, против боли, страха, страданий» — на этой неделе стартовал новый амбициозный проект Кристофера Нолана («Помни», «Начало», «Тёмный рыцарь»), где, по мнению «Арривы», человеческие отношения играют гораздо более весомую роль, чем квантовая физика.

В не очень далёком будущем человечество, кажется, окончательно доигралось с экологией и неуклонно катится к полному вымиранию: какая-то неизлечимая дрянная болезнь сначала сожрала все посевы пшеницы, а затем взялась за другие злаки — разве что кукуруза пока держится. В очереди на ликвидацию, судя по всему, стоит и прочая полезная флора. На Земле голод, адские песчаные бури, надвигающаяся нехватка кислорода и общий упадок. В окружении всего этого на ферме с двумя детьми живёт бывший насовский лётчик-испытатель Купер (Мэттью МакКонахи) — красивый задумчивый южанин с научным подходом к миру и руками, растущими из нужного места.

Смышлёная младшая дочка Купера по имени Мёрф жалуется на то, что её назвали в честь закона Мёрфи («если что-то может пойти не так — оно обязательно пойдёт»), и боится якобы живущего в комнате привидения, которое любит скидывать с полок произведения классической литературы.

Однако когда «призрак» с помощью подручных предметов демонстрирует навыки шифрования двоичным кодом и диктует героям некие географические координаты, игнорировать такое оказывается уже бессмысленно — приходится ехать в указанное место. Там Купера с удивлением встречают бывшие коллеги по НАСА, теперь за ненадобностью вынужденные работать в глубоком подполье. Несмотря на плачевное служебное положение, у них есть план по спасению землян.

Путешествие через «кротовую нору» в пространстве-времени (которую, возможно, и создал загадочный любитель бросаться книгами) в другую галактику для поиска пригодной для жизни планеты — не самый очевидный и безопасный план на свете, но другого элементарно нет. Небольшая экспедиция с Купером в качестве пилота отправляется в путь, и, само собой, не так в процессе полёта пойдёт практически всё.

Историй про межзвёздные перелёты и временные парадоксы в кино и литературе уже было бесчисленное множество: и просто приключенческих, и с уклоном в психологические тонкости, и с акцентом на научной составляющей, и, в конце концов, с попытками высказаться на вечные темы: мироустройство, человеческая природа, поиск бога и тому подобное. Удивительно, но Кристофер Нолан в этом смысле решил не тягаться с предшественниками и сделал нормальную трёхчасовую мелодраму, где кольца Сатурна, чёрные дыры, космические корабли и разговоры про гравитационную сингулярность, в принципе, не главное.

Перед премьерой «Интерстеллара» одни ждали от Нолана визуальных чудес, другие — глубоких философских размышлений (хотя ни в том ни в другом он всё-таки не силён настолько, насколько ему это обычно ставят в заслугу). Более-менее все собрались сравнивать фильм с «Космической одиссеей» Кубрика. Получилось же ровно то, что и должно было получиться: эффектная картинка вместе с бытовой философией (на уровне всё тех же законов Мёрфи) между строк. Если рассматривать «Интерстеллар» как вершину всего нолановского творчества, то режиссёр здесь действительно виден как на ладони. Его талант и феномен как раз всегда и заключались в том, чтобы делать зрелищное, цельное и, чего уж там, по-настоящему увлекательное кино, балансируя на очень тонкой грани. Сместишься влево — слишком всё упростишь, и зритель обидится, что его держат за идиота; вправо — уйдёшь в мало кому нужные метафизические дебри.

На этом фоне довольно странно предъявлять к режиссёру претензии: Нолан никакой не волшебник, а просто изящный фокусник, который, во-первых, отлично всё понимает про аудиторию, а во-вторых — про себя. «Интерстеллар» очень аккуратно нажимает как раз туда, куда нужно, и паттерны здесь примерно такие: жизнь — это просто цепь причин и следствий; что должно произойти, то произойдёт; без любви и гуманистического настроя развалится любая система; одиночество — это дико грустно; любить близких гораздо нужнее, чем любить себя и абстрактное человечество, ну, и так далее. Кого-то страшно раздражает, когда настолько очевидные вещи проговариваются в лоб, но при виде того, как в соседних креслах люди совершенно искренне рыдают вместе с героями (притом не то чтобы ими так уж неприкрыто манипулировали), становится понятно — а почему бы и нет, хуже точно не будет.

Нолан, к слову, совершенно не старается строить из себя мессию и в фильме, кажется, выбрал в качестве любимого персонажа и практически альтер эго безликого, до определённого момента очень громоздкого и неповоротливого, но всё равно симпатичного говорящего робота. Тот сделан из четырёх блестящих коробочек, периодически шутит бородатые шутки, но в итоге оказывается очень даже полезным. Неплохо для автора без фантазии и с атрофированной самоиронией (как многие считают): за это можно простить даже фоновые серьёзные рассуждения про безграничные человеческие возможности и жизнь в пяти измерениях. Робот ведь тоже в какой-то момент говорит: уровень честности у меня — 90 процентов.

О других премьерах недели читайте в нашем обзоре.

Автор: Aлександр Павлов

Комментарии

аватар пользователя: vishnevsky
vishnevsky9 ноября 2014 в 07:54

Кино очень крутое

2
  • Ответить
аватар пользователя: Татьяна Валериевна
Татьяна Валериевна10 ноября 2014 в 07:43

Очень атмосферное крутое кино

2
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko10 ноября 2014 в 08:21

Такие противоречивые отзывы в разных рецензиях, что точно надо идти и смотреть, чтобы проверить

1
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina10 ноября 2014 в 08:41

Единственное, не поняла, в какие моменты люди умудрились рыдать.

А так да, фильм смотреть стоит однозначно.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Пироженка
Пироженка11 ноября 2014 в 08:51

Люди — неуравновешенные психи, так что это нормальная практика.
Я к ним, кстати, тоже отношусь.
Вы что, кино про вечные истины, как над ними не рыдать!

3
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш29 января 2015 в 15:19

меня Нолан разочаровал третьим темным рыцарем, два первые были на уровне, а в третьем он что-то совсем начал делать кино для граждан с ограничением интеллекта..., так и не смог посмотреть, три раза пытался и не выдержал

0
  • Ответить
Rambler's Top100