Антиутопия: 10 знаковых фильмов за полвека

Антиутопия: 10 знаковых фильмов за полвека

Главная премьера этой недели — «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» — лишний раз доказала, что публика не меньше режиссёров любит фантазировать на тему «как всё плохо будет, если…». «Аррива» решила вспомнить самые типичные примеры фильмов-антиутопий, чтобы вам не пришлось скучать целый год в ожидании финальной части франшизы.

Ещё со школьных времён мы все помним два похожих на слух и противоположных по смыслу термина: утопия и антиутопия. Что же это такое, и с чем это едят? Утопия — это вымышленный мир, в котором все наши радужные мечтания наконец реализовались. А антиутопия — это направление в художественной литературе и кино. В узком смысле — описание тоталитарного государства, в широком — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Можно смело утверждать, что антиутопия — это жанр-предупреждение человечеству. Нам показывают мир, в котором царят войны и болезни. Кинематографисты с большим удовольствием снимают свои работы именно в этом фантастическо-философском жанре. 

«451º по Фаренгейту», 1966 год

Великобритания. Режиссёр — Франсуа Трюффо.

Этот фильм чаще всего вспоминают, когда начинают сравнивать книги и картины, снятые по этим книгам: «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «451º по Фаренгейту». Сказать однозначно, что фильм лучше, нельзя, но споры на этот счёт не утихают вот уже пятьдесят лет.

Вслед за автором романа, Рэем Брэдбери, Трюффо рассказывает нам историю человечества, в которой все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнемётчиков, а любовь к литературе и хранение книг преследуются по закону. Молодой сержант Гай Монтэг выполняет приказы по уничтожению литературы, но встреча с юной Клариссой меняет всю его систему ценностей. Он становится инакомыслящим в глубоко тоталитарном обществе, читающем только комиксы. Интересно, что все титры в картине прочитаны актёрами, а не написаны. Это полностью соответствует идее нового мира, в котором нет места печатному тексту.

«Туманность Андромеды», 1967 год

СССР, режиссёр — Евгений Шерстобитов.

Единственный отечественный фильм, попавший в наш список. Конечно, советская фантастика известна на весь мир, но в первую очередь — как литературное направление, а не кинематографическое. Фильм Шерстобитова переносит нас в далёкое будущее. Группа учёных-астролётчиков отправляется в рискованное путешествие по нашей галактике. Звездолёт, на котором они передвигаются, по странному стечению обстоятельств выходит за пределы эклиптики и оказывается в гравитационном поле планеты под названием Железная звезда, о которой учёные знали уже давно, однако никто не мог определить её точное местоположение. Земляне принимают решение высадиться на планете, рассчитывая пополнить запасы топлива на звездолёте Чужих и вернуться на Землю.

«Безумный Макс», 1979 год

Австралия, режиссёр — Джордж Миллер.

Первая картина 34-летнего австралийского режиссёра Джорджа Миллера стала настоящей сенсацией в мире кино. Она была продана американцам для мирового кинопроката за очень маленькие деньги и в результате принесла гигантские доходы, которые превысили сто миллионов долларов. В 1998 году «Безумный Макс» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый прибыльный фильм. Именно после этой роли в Голливуде узнали о 23-летнем актёре Мэле Гибсоне, который позже стал мировой знаменитостью.

В недалеком будущем, после крупной катастрофы, которая навсегда изменила нашу цивилизацию, хоть какая-то жизнь стала возможной только рядом с бескрайними магистралями. Полицейский Макс получил прозвище Безумный за непримиримую, жестокую, тотальную борьбу с дорожными бандами ещё более сумасшедших маргиналов на мотоциклах и машинах. В кровавой войне Макс теряет жену и ребёнка, и после этого его месть бандитам становится делом всей его жизни.

«Бегущий по лезвию», 1982 год

США, режиссёр — Ридли Скотт.

Фильм снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». 45-летний британский режиссёр Ридли Скотт до этого снял эффектную космическую картину «Чужой». В этом фильме Скотт удачно сочетает стиль «чёрного фильма» о циничном частном сыщике и классическую фантастику с высокотехнологической составляющей.

Это история об отставном детективе Рике Декарде, который восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска банды киборгов, совершившей побег из космической тюрьмы на планету Земля. Рик Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.

«Бразилия», 1985 год

Великобритания, режиссёр — Терри Гиллиам.

Сценарий этого фильма гениальный Терри Гильям написал совместно с сэром Томом Стоппардом. Этот факт уже говорит о многом и поднимает фильм на совершенно новый качественный уровень. Год создания «Бразилии» — 1984 — совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Изначально картина должна была называться «1984 1/2», однако в итоге Терри Гиллиам выбрал более иллюстративное название.

Мелкий чиновник Сэм Лоури вполне доволен своей скучной и бессмысленной жизнью. Он выбрал работу незначительного клерка и согласен мириться с необустроенным бытом вопреки воле матери, которая занимает важный пост в элитных кругах системы. В один прекрасный день он встречает девушку, которую до этого постоянно видел в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, Сэм принимает решение сменить работу. Этот шаг меняет всю его жизнь.

 «12 обезьян», 1995 год

США, режиссёр — Терри Гиллиам.

Терри Гиллиам имеет особенность снимать отличное фантастическое, но безобидное с точки зрения возрастного рейтинга кино. И, конечно же, имеет свой неповторимый стиль. Его «фирменная» манера повествования лучше всего проявляется именно на его антиутопических проектах.

В этом фильме режиссёр переносит нас в недалёкий 2035 год. Чудовищный, неизлечимый вирус убил 99% населения нашей планеты. Оставшиеся в живых люди вынуждены влачить своё жалкое существование под землёй. Матёрый преступник Джеймс Коул добровольно отправляется в рискованное путешествие на машине времени: по заданию, он должен попасть в прошлое, чтобы помочь учёным найти источник возникновения смертоносного вируса и понять загадку таинственных «Двенадцати обезьян».

Роль Коула сыграла большое значение для дальнейшей карьеры Брюса Уиллиса, и он с ней отлично справился. А Брэд Питт, который в тот момент находился в статусе молодой восходящей звезды, сделал очень яркую заявку на то, чтобы войти в состав элиты Голливуда.

«Гаттака», 1997 год

США, режиссёр — Эндрю Никкол.

Само слово «гаттака» (gattaca) образовано из первых букв четырёх азотистых оснований цепей ДНК: гуанин, аденин, тимин и цитозин. Эта информация никак не помогает понять фильм, а скорее, наоборот, запутывает зрителя. Видимо, именно этого и добивался режиссёр и сценарист Эндрю Никкол.

В мире, который он создал, каждый человек генетически запрограммирован, и всё меньше остаётся тех, кто был рождён в любви, а не в лаборатории. Один из последних «детей любви», Винсент Фриман, получает при рождении ярлык «непригоден». Он подвержен страстям, поддаётся эмоциям, однако он верит в то, что его мечты когда-нибудь сбудутся. Для этого он покупает личность другого человека, пытаясь обмануть отборочную комиссию и стать уважаемым членом Корпорации Будущего Гаттака. Однако он и предположить не может, насколько это утомительно и непросто — быть одновременно двумя разными личностями. Особенно когда за тобой по пятам идёт полиция…

«Матрица», 1999 год

США, режиссёры: Энди Вачовски, Ларри (Лана) Вачовски.

Сложно сейчас найти человека, который не смотрел или хотя бы не слышал об этом фильме. Сцена, в которой Морфеус предлагает главному герою выбрать красную или синюю таблетку, уже давно стала классикой и много раз цитировалась другими режиссёрами. Однако и сам фильм «Матрица» не обошёлся без скрытых цитат (об этом выходила даже целая книга). Например, сцена, в которой Нео встречается с одарёнными детьми в квартире Оракула — дань уважения японской полнометражной мультипликационной картине «Акира».

Как только фильм вышел на экраны и поразил зрителей эффектом замирающей камеры, тут же появилось огромное число людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран, а Вачовски были уже последователями. Правда это или завистливые сплетни — неизвестно, но фильм от этого хуже точно не стал.

«Господин Никто», 2009 год

Германия, Бельгия, Франция, режиссёр — Жако Ван Дормель.

Его зовут Немо Никто, он — уравнение, в котором нет ничего, кроме неизвестных. То серьёзный не по годам мальчик, застрявший на перроне, то стодвадцатилетний старик, последний смертный счастливой Земли XXII века, благополучно забывший о том, как прожил жизнь. С уверенностью можно сказать только одно: Джаред Лето здесь настолько красив, что его не могут испортить ни грим старика, ни порой нелепые и слащавые сцены в фильме.

Однако не оценить виртуозного качества режиссуры Жако ван Дормеля было бы непростительной ошибкой. В итоге фильм нуждается в нескольких просмотрах, так как с первого раза не всегда всё становится ясно.

«Интерстеллар», 2014 год

США, режиссёр — Кристофер Нолан.

Сценарий братьев Ноланов основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна, исследующего теорию гравитации, а также на его популярной книге «Чёрные дыры и складки времени…». При проектировании зданий в фильме создатели этого весьма сомнительного блокбастера вдохновлялись работами архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ.

«Аррива» уже писала полноценную рецензию на этот фильм, так что в очередной раз пересказывать сюжет не имеет никакого смысла. Лучше сходите и посмотрите «Интерстеллар» сами, если ещё не успели. Возможно, это одна из худших ролей великолепного актёра Мэттью Макконахи в его карьере.

Автор: Николай Гросицкий

Комментарии

аватар пользователя: Олег Вишневский
Oleg Vishnevsky23 ноября 2014 в 04:55

Половину не смотрел

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 04:26

Трюффо очень крут. Не только в этом фильме, а вообе он стал знаковым в развитии мирового кинематографа

2
  • Ответить
аватар пользователя: лайм
лайм23 ноября 2014 в 16:52

А, это теперь мода такая: копировать определение из Википедии и, при этом, искренне верить, что она, Википедия, является последней инстанцией в вопросах определения жанра?
С какой это стати "Интерстеллар" - вдруг, антиутопия?
И потом, если вы решили "вспомнить" самые знаковые фильмы, то картина, вышедшая без году неделю никак не является объективным примером.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков24 ноября 2014 в 06:34

Ну... Да, определение странное - это скорее утопия)) В черной дыре выжили, в 5-е измерение попали, новый дом нашли, и вообще в будущем люди стали богами.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 04:31

В материале нет ни скрытых, ни очевидных цитат из Википедии. Есть использование терминологии, которая видимо используется и на других сайтах. "Интерстеллер" действительно является фильмом-антиутопией. Также он действительно не стал знаковым, и дай Бог, не станет. Зато его участие в этом списке породило массу дискуссий и жарких споров, а именно это самое ценное в журналистике. Не просто закладывать информацию в головы, а стараться расшевелить мозги людей. И отвечая на Ваш очень ироничный вопрос о моде: нет. Такой моды нет, если Вы не в курсе.

1
  • Ответить
аватар пользователя: лайм
лайм25 ноября 2014 в 10:45

Николай, то есть вы хотите сказать, что когда вы писали статью, то консультировались с интернет-источниками? По меньшей мере, это непрофессионально. Если бы вы действительно хотели "расшевелить мозги людей", то, по крайней мере, потрудились бы заглянуть в словарь литературоведческих терминов. По тому, в каком виде вы подали материал, складывается впечатление, что сроки сильно поджимали.
Возвращаясь к "Интерстеллар": у вас тезис разнится с примером. В начале вы говорите о том, что "вспоминаете", а в конце приводите новый, практически только что отснятый, фильм, - явное нарушение логической последовательности.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 13:34

Уахаха) вы меня уговорили. Я непрофессионал и наврал в статье, что вспоминал фильмы, а на самом деле не вспоминал, а уже помнил. Пойду покупать "Словарь литературоведческих терминов"!

1
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina24 ноября 2014 в 00:49

Для меня "Эквилибриум" с Кристианом Бэйлом - пример по-хорошему классической типичной антиутопии со всеми составляющими. А вот про "Интерстеллар" не очень поняла, что там антиутопического.

2
  • Ответить
аватар пользователя: first of all - quality
first of all - quality24 ноября 2014 в 01:59

С какой стати Интерстеллар назван в статье "сомнительный блокбастер", а роль Мэттью МакКонахи - "одна из худших ролей"? Посмотрите на мировые сборы, рецензии критиков и рейтинги этого фильма и ответьте на вопрос: Вы что там употребляете, когда пишите такие статьи? У вас нету практически никакого авторитета и ваши статьи яйца выеденного не стоят!

2
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
Лисовский Артем24 ноября 2014 в 03:12

яйца выеденного. ого

2
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko24 ноября 2014 в 04:24

а вы читаете только те критические статьи, в которых кино хвалят? вот навскидку две рецензии вполне авторитетных авторов и изданий: http://kommersant.ru/doc/2603302, http://vozduh.afisha.ru/cinema/zvezdnaya-pyl-v-glaza-mnenie-stanislava-zelvenskogo/. а вот вам Эдуард Лимонов для разнообразия: http://www.odnako.org/blogs/deshyovka-nikogda-ne-stanet-prachkoy/

3
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina24 ноября 2014 в 05:03

мнение автора так-то не всегда совпадает с мнением редакции

2
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 04:33

Это вот точно)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков24 ноября 2014 в 06:36

ахаха, меня всегда так умиляет этот аргумент про деньги и сборы. Типа там: "Мэрайя Кэрри - самая велика певица за всю историю" - "Ннну... Нет" - "КАК НЕТ У НЕЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ АЛЬБОМОВ $$$$$$".

0
  • Ответить
аватар пользователя: Антон Запускалов
Антон Запускалов24 ноября 2014 в 10:02

да, по этой логике главный российский артист - это юра шатунов

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 04:33

Спасибо Вам за мнение. Я его учту. Не подскажите, а какие статьи стоящие? Какие почитать? Я серьезно, с большим интересом почитаю...

1
  • Ответить
аватар пользователя: first of all - quality
first of all - quality24 ноября 2014 в 04:58

нет, я читаю и ПРИЕМЛЮ различные статьи, но при одном условии: если есть критика, то она должна на чем-то основываться. В статье выше же просто так картина названа "сомнительной", а главная мужская роль "худшей" и даже нету намека на то, на основании чего были сделаны такие выводы. На вскидку можно назвать много авторитетных авторов и изданий, однако количество положительных рецензий, конкретно по фильму выше, намного перевалит количество отрицательных. И это далеко не последний признак, характеризующий качество произведения.

2
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko24 ноября 2014 в 05:24

Ну что ж, вот он автор, с которым вы не согласны, а по ссылке на большую рецензию найдёте другого, с которым, возможно, согласитесь. Мы тут за плюрализм мнений)

А кроме того, меня печалит, что в десятке фильмов за полвека все говорят только о том, который, как выразились выше, вышел без году неделю как. Друзья, может, лучше посмотреть Трюффо или Гиллиама? И контекст будет пошире, и дискуссия посодержательней, чем «сколько критиков за, сколько против».

1
  • Ответить
аватар пользователя: first of all - quality
first of all - quality24 ноября 2014 в 05:41

вы так и не поняли основную мысль, которую я хотел донести. Дело не в том сколько "за" и сколько "против", и ске я согласен, а с кем нет, а в аргументированном подходе в написании статьи автором, чего я в статье по отношению к фильму Интерстеллар не увидел вообще.

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko24 ноября 2014 в 06:29

Я поняла вашу мысль, и отчасти вы правы — аргументация это важно. Но не всякий жанр предполагает развёрнутые объяснения. Любая десятка субъективна априори, и эта субъективность может быть выражена в разной степени.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 04:24

Аргументированный и развернутый анализ фильма обычно проделывается в рецензиях. Если бы я сейчас знаков на 5000 разобрал бы этот действительно сомнительный фильм снятый по всем законам жанра антиутопии, то это довольно сильно нарушило концепцию и композицию. Если есть желание доказать мне, что этот фильм хороший, или он снят не по законам жанра антиутопия, то я готов Вас внимательно выслушать и дать внятный ответ. Вот.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов24 ноября 2014 в 10:48

Я ходил на итерстеллар, мне не понравился сюжет - жуткая муть и макконахи играет профессионально, но без души, так что я полностью на стороне автора!!!!

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий25 ноября 2014 в 04:25

Сергей, он отведет ее на бейсбол?

2
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов25 ноября 2014 в 11:34

Вроде собирался...)

1
  • Ответить
Rambler's Top100