«Ёлки 1914»: рецензия

«Ёлки 1914»: рецензия

На этой неделе создатели главного российского новогоднего фильма собрали журналистов, чтобы показать им плод своих трудов. «Ёлки 1914» выйдет 25 декабря, но уже сейчас можно сказать, что новая часть сильно отличается от трёх предыдущих — и дело не только во времени действия. Николай Гросицкий посмотрел комедию и попытался разобраться, что изменилось в природе предновогоднего юмора.

Если в мире кинематографа существует волшебный рецепт успеха, то режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов точно его знает. Четвёртая часть популярной франшизы «Ёлки» в этом году по традиции выходит перед новогодними праздниками. Однако вместо привычного антуража, создатели фильма переносят зрителей ровно на один век назад, где герои носят стильные усики, а героини — платья того времени и замысловатые прически.

Сам формат киноальманаха подразумевает разношёрстное композиционное построение и множество сюжетных линий. Поэтому команда сценаристов, состоящая из 17 человек и включающая в себя великого писателя Куприна и режиссёра Ольгу Харину, решила (это уже без участия Куприна) связать действие с помощью рассказчика. Его роль исполняет бородатый, но от этого не менее харизматичный Константин Хабенский. Именно он становится для зрителя проводником в мир Российской Империи 1914 года, когда вся Европа погрязла в Первой Мировой Войне, а наши соотечественники так же, как и сейчас, веселятся, выпивают, надеются на чудо, и иногда сами готовы это чудо совершить. Главные роли в фильме достались неизменным Ивану Урганту и Сергею Светлакову, а также Марии Порошиной, Александру Головину, Артуру Смольянинову, Екатерине Шпица и другим.

Пересказывать все сюжетные перипетии семи новелл не имеет никакого смысла, ведь в первую очередь команда Бекмамбетова создавала традиционный новогодний ромком, а значит и спойлеры только испортят эффект от фильма. Лучше поразмышлять о природе юмора в целом и о том, какими именно средствами режиссёры и сценаристы вызывают смех у современного российского зрителя.

Создатели решили не эксплуатировать успех прошлых «Ёлок» и добиваться комического эффекта совершенно другими способами. В этом смысле можно только порадоваться, что эпоха самоцитат и самоплагиата постепенно остаётся в прошлом. Новая часть «Ёлок» стала гораздо романтичнее предыдущих фильмов и немного утратила юмор, хотя, конечно, каждое появление огромного бурого медведя на экране рассчитано на умиление и смех в зале. В фильме практически нет моментов, когда хочется хохотать от души, зато лёгкая улыбка все сто минут фильма не покидает лица внимательного зрителя. Это новая грань юмора, на которой уже много лет работают режиссёры и сценаристы Британии, а в Голливуде в середине 90-ых было снято несколько замечательных картин, рассчитанных именно на такую интеллигентную и спокойную улыбку.

Когда на небосклоне российского шоу-бизнеса появились такие звезды, как Ургант и Светлаков, они были молодыми, задорными и порой наглыми провокаторами. В своём творчестве комики старались избегать только пошлости и скуки, а всё остальное казалось им доступным и весёлым. Интересно, что их представление о пошлости довольно сильно отличалось от общепринятого. Целый каскад шуток «на грани» стал их фирменным стилем, и в первых сериях «Ёлок» именно это приём собрал основную аудиторию.

Теперь же эти артисты, как и их зрители, повзрослели, обзавелись семьями и чувством собственного достоинства. Бывшим паяцам и скоморохам не к лицу теперь кривляться, комично драться и корчить рожи. Их юмор стал старше и спокойней. Как дорогому коньяку, годы пошли ему только на пользу. Если вектор, которого придерживаются молодые и самые востребованные российские артисты, не изменится, то можно с уверенностью сказать, что фильм «Ёлки 93» будет переполнен меланхолическим юмором в стиле мудрого Марка Твена, а Светлаков и Смольянинов смогут перехватить воображаемую эстафетную палочку у Аркадия Райкина. И самое замечательное, что это превращение можно будет назвать не традиционным новогодним чудом, а плодом долгой и очень трудоёмкой работы. Именно такого будущего хочется пожелать всем создателям фильма «Ёлки 1914».

О других новинках комедийного жанра читайте наш обзор «Над кем смеётесь? 8 новых русских комедий».

Автор: Николай ГросицкийФото: BAZELEVS

Комментарии

аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов19 декабря 2014 в 10:41

Ну чтож, видимо придётся смотреть...

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko20 декабря 2014 в 02:25

«Ёлки 93» — отличная идея)

0
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
Лисовский Артем22 декабря 2014 в 03:03

Ёлки 76 или Ёлки 92 или 95

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko22 декабря 2014 в 05:44

Ёлки 97 и Ёлки 2008 сейчас актуальны

0
  • Ответить
аватар пользователя: FUNKYdelic
Анастасия Васильева6 января 2015 в 10:00

уж насколько я не любительпроизводных русского кинематографа...но тут не буду кривить душой, отличный фильм! Душевный, интеллигентный, красивый! Советую.

1
  • Ответить
Rambler's Top100