«Звёздная карта»: рецензия

«Звёздная карта»: рецензия

На экраны вышла «Звёздная карта» — фильм Дэвида Кроненберга про жизнь в Голливуде с очередным подробным исследованием человеческих мерзостей и патологий. «Аррива» убедилась, что и на этот раз режиссёр ни в чём себе не изменил. 

Некая странная девушка с обожжённым лицом и в перчатках во всю руку (Васиковска) приезжает в Голливуд: вроде как поглазеть на дома знаменитостей и лично встретиться с Кэрри Фишер (принцесса Лея из «Звёздных войн» в роли самой себя), с которой разговорилась в твиттере. Сразу становится понятно, что её интерес здесь в чём-то в другом. Пока она строит глазки водителю «Линкольна» с амбициями актёра (Паттинсон) и устраивается на должность «подай-принеси» к немолодой артистке с расшатанными нервами (Мур), ещё одна семья (папа, пишущий жульнические книжки по психологии, мама-продюсер и 13-летний сын — звезда с наркозависимостью) в связи с этим начинает сильно нервничать. Под конец выяснится, что не зря: практически всех героев последующие события разотрут буквально в порошок.

«Звёздная карта» могла бы стать каким угодно фильмом: сатирическим памфлетом про голливудские причуды, детективом или триллером про опасную девушку с отклонениями. Однако таланта Кроненберга хватает гораздо на большее. Ему, с помощью обычных, в принципе, интерьеров и примелькавшихся лиц киноиндустрии, удалось создать в кадре какое-то совершенно жуткое пространство, в котором с людей, кажется, с минуты на минуту начнёт слезать кожа и капать ядовитая инопланетная слизь. Голливуд у него — сумеречная зона, населённая полностью потерявшими связь с реальностью психопатами, только внешне сохраняющими благопристойность.

Уже на уровне кастинга Кроненберг стопроцентно угадал во всём. Из Мии Васиковски получился персонаж, который украсил бы любой фильм того же Линча. Джулианна Мур в роли истерички с комплексом насчёт матери выдаёт чуть ли не лучшую игру в кинокарьере (и совершенно не зря уже получила за неё приз на Каннском кинофестивале). Роберт Паттинсон не выключает своё неуютное отстранённое выражение лица. Когда Джон Кьюсак с привычной растерянной физиономией начинает выступать в образе психологического телепроповедника — уже становится страшно (не говоря о том, в кого он превращается ближе к финалу). Про образы детей и говорить нечего: например, из ангелического сериального малыша Эван Берд вполне дорос до того, чтобы играть съезжающего с катушек селебрити (и общаться с неприятной девочкой-призраком).  

В моменты их встреч на экране (хотя бы по двое) эффект начинает многократно усиливаться чисто на визуальном уровне и даже в самых невинных сценах. И без шок-контента, которого в «Звёздной карте» в избытке, за ворот бежит холодок. Совершенно необязательно дожидаться сцен группового секса, убийства или самосожжения, достаточно иногда посмотреть, как герои элементарно здороваются друг с другом.

Фирменная кроненберговская физиологичность тоже на месте: демонстрация того, какие люди, в общем-то, отвратительные создания чисто по своему устройству, может происходить и на примере лощёной реальности Голливуда, и без сцен вроде превращения человека в муху. Мур, к слову, здесь снова стоит отметить за настоящую актёрскую отвагу. Об отвратительном внутри тоже сказано достаточно: все основные сценарные ходы (которые не бог весть какой спойлер, но раскрывать их всё же не хочется) связаны с ложью, лицемерием, пустотой, злобой, завистью, одиночеством и откровенным безумием. Отношения между героями прочерчены именно этими прямыми линиями. Они собираются в чёткий паззл, ту самую звёздную карту, в итоге превращаясь чуть ли не в сюжет античной трагедии — в них, как мы знаем, тоже было полно моментов с нездоровыми связями между родственниками и своеобразными представлениями о разрешении конфликтов. Пожалуй, главной из этих линий становится не столько линия жизни, сколько смерти. Не зря весь фильм едва ли не каждый герой читает стихотворение Поля Элюара про свободу, под которой вообще можно подразумевать всё что угодно — в том числе и тягу к уходу в ничто, к полному освобождению от своей опротивевшей человеческой оболочки.

Голливуд как загробный мир, где условно живые мало чем отличаются от мертвецов — кажется, в таком свете про него ещё не снимали.

Расписание сеансов этой и других новинок кинопроката ищите в нашей «Киноафише».

Автор: Aлександр Павлов

Комментарии

аватар пользователя: kamenko
kamenko22 декабря 2014 в 00:49

Жуткий фильм, а рецензия — крутая.

0
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina22 декабря 2014 в 03:32

Я заинтригована

2
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов22 декабря 2014 в 08:59

я тоже

0
  • Ответить
аватар пользователя: vk53561775
Olga Dolgopolova22 декабря 2014 в 05:11

судя по трейлеру это порнуха

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko22 декабря 2014 в 05:43

судя по комментарию, вы не нажали на «плэй»

1
  • Ответить
Rambler's Top100