Ода Ренате Литвиновой (в день рождения)

Ода Ренате Литвиновой (в день рождения)

Рената Муратовна Литвинова отмечает свой день рождения сегодня, 12 января. Судя по многочисленным биографиям, которые можно найти в Сети, ей исполняется семнадцать. Снова семнадцать. И, судя по тому, как именно ведёт себя сама Рената, семнадцать ей будет исполняться ещё лет десять точно.

«…Ты была

Смелей и легче птичьего крыла,

По лестнице, как головокруженье,

Через ступень сбегала и вела

Сквозь влажную сирень в свои владенья

С той стороны зеркального стекла».

Эти строчки поэта Арсения Тарковского можно смело отнести к Литвиновой, но с одной только поправкой. Не «была», а «есть». Эта женщина всем своим существованием сумела доказать, что она победила не только время, но и эпоху, и моду, и любую критику в свой адрес. Сложно представить, чем бы ещё мог заниматься столь экзальтированный человек, кроме кинематографа, который по определению призван переносить нас в сказку. «Аррива» решила вспомнить, какую жизнь прожила «сказочная» Рената Литвинова и какие фильмы она нам подарила.

Биография

Рената Литвинова родилась в Москве в семье врачей. В 1984 поступила на сценарный факультет ВГИКа. В качестве актрисы дебютировала в фильме Киры Муратовой «Увлеченья» в 1994, а как режиссёр — в картине «Нет смерти для меня».

Всероссийская популярность пришла к Ренате после съёмок в сериале «Граница. Таёжный роман» и нескольких телевизионных проектах на НТВ, СТС и Муз-ТВ, где она успешно выступала в роли ведущей. Актриса снималась у таких режиссёров, как Алексей Балабанов, Кира Муратова, Йос Стеллинг, Виктор Гинзбург, Руслан Хамдамов, Питер Гринуэй и Александр Митта. В 2003 году получила звание «Заслуженная артистка РФ».

Литвинова прошла долгий и непростой путь от сценариста до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила». С 2005 по 2011 год была режиссёром нескольких музыкальных клипов певицы и близкой подруги Земфиры. В 2008 в прокат вышел полнометражный документальный фильм Литвиновой «Зелёный театр в Земфире».

Рената Литвинова сотрудничает в качестве дизайнера с маркой Zarina, под её личным брендом выпущено несколько линеек одежды. Дважды была замужем: за кинопродюсером Александром Антиповым и бизнесменом Леонидом Добровским. В 2001 году у Литвиновой родилась дочь Ульяна.

Литвинова-актриса

Рената Литвинова снялась более чем в тридцати фильмах — от эпизодов до главных ролей, в фильмах российских режиссёров и таких зарубежных классиков, как Гринуэй и Стеллинг. Особенно часто Рената работает с Кирой Муратовой. Кроме этого, актриса несколько раз появлялась в рекламных роликах и в клипах, не только у Земфиры, но и, например, у Аллы Пугачёвой. 

«Три истории», 1997

Легендарный фильм Киры Муратовой, который можно смело назвать одним из самых важных для российского кинематографа. В 1997 году, когда появилась эта картина, было принято снимать фильмы и сериалы о бандитах, ментах, наркоманах и коммерсантах. Эта тенденция настолько захватила всё культурное пространство России, что даже приличные артисты примеривали на себя малиновые пиджаки и воплощали на экране образы воров в законе и адвокатов, которые ушли в криминал. Этот фильм, как несложно догадаться, состоит из трёх частей. В каждой из них совершается убийство, и всякий раз совершают его люди, на первый взгляд, абсолютно неспособные на это. Главные роли в «Трёх историях» сыграли Сергей Маковецкий, Рената Литвинова и Иван Охлобыстин. Гениальный сценарий, который Литвинова писала в соавторстве с Верой Сторожевой, тонко и ненавязчиво раскрывает самые глубинные и мрачные фантазии авторов.

«Граница: Таёжный роман», 2000

Сериал Александра Митты был очень тепло встречен публикой. Режиссёр сумел собрать на одном проекте практически всех звёзд отечественного кино того времени. Именно актёрский ансамбль стал основным залогом успеха сериала. Рената Литвинова идеально вписалась в эпоху, которую описывает сценарий. 1970-е годы. Небольшой гарнизон на самой границе с Китаем. Здесь, как и всюду, живут обычные люди, которые скучают, влюбляются, изменяют и мечтают о чистой и светлой любви. У каждого — своя история и своя судьба. Общее у героев одно: все они попали сюда однажды по долгу службы и остались надолго. Все они заложники обстоятельств, которые так же, как и мы, имеют право на своё счастье. Именно за работу в этом сериале Рената Литвинова получила Государственную премию Российской Федерации.

«Небо. Самолет. Девушка», 2002

Рената Литвинова написала сценарий-ремейк по пьесе «104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского, сама исполнила в фильме главную роль и выступила продюсером совместно с Еленой Яцурой. Слово «Небо» вынесено в название этой картины неслучайно. В сценарии, в каждой реплике, в каждом из персонажей, в интерьерах и экстерьерах всё наполнено воздухом. Он становится в этом фильме не главным персонажем, но основным местом действия. Пустые кафе, случайные неслучайные знакомства, короткие встречи и долгие проводы. Бесконечные перелёты, маленькие незнакомые города, редкие звонки, сухие разговоры и опять долгие проводы. Этот фильм смело можно назвать женским, но в данном случае это, скорее, комплимент, чем критический отзыв.

«Мне не больно», 2006

Алексей Балабанов снял настоящую мелодраму со всеми свойственными этому жанру элементами. Пылкий юноша, томная красотка, успешный солидный мужчина и любовный треугольник между ними. А в финале — трагический поворот судьбы и бледная, но от этого не менее привлекательная Литвинова. Ради этой роли актриса даже сбрила брови. На что не пойдёшь ради работы у великого режиссёра?! Вообще вся эта история, как и персонаж Литвиновой, продолжает славную традицию Эриха Марии Ремарка. К обычным мелодрамам все уже давно привыкли, а вот попробовать сделать настоящую мужскую, жестокую и порой грубую, но бесконечно чувственную историю, решается очень мало режиссёров. Балабанову это, несомненно, удалось.

«Девушка и смерть», 2012

Голландский режиссер Йос Стеллинг снял настоящую притчу не только о взаимоотношениях людей, но и целых культур: русской и европейской. Главный герой, Николай, возвращается в заброшенный отель, где пятьдесят лет назад он встретил свою единственную любовь. Нахлынувшие воспоминания заставляют мужчину заново пережить трагическую историю своей юности, он становится одновременно рассказчиком и героем повествования. Действие разворачивается в трёх временных пластах: в конце XIX века (время юности героя), в пятидесятые годы XX века и в наши дни. Многие критики с восторгом отметили сильную и яркую игру Ренаты Литвиновой, воплотившей образ проститутки-наставницы, которая разуверилась в любви, однако верит в честь и достоинство других людей. Очередной декадентский образ однозначно удался Ренате.

Литвинова-режиссёр

В фильмографии Ренаты — шесть фильмов, включая короткометражки и фильмы-концерты. Но чаще всего Рената выступает в качестве сценариста. В 2007 у неё вышла книга «Обладать и принадлежать», куда вошли сценарии и новеллы. По сценариям Литвиновой снято, например, несколько клипов группы «Агата Кристи», в том числе знаменитое декадентское видео на песню «Моряк», в котором за кадром звучит узнаваемый голос актрисы.

«Богиня: Как я полюбила», 2004

Название режиссёрского дебюта Ренаты Литвиновой многие критики ругали за самолюбование и нескромность. Однако нельзя забывать, что это название абсолютно оправдано драматургией самого фильма. А кроме того, немного кокетства и самолюбования Литвиновой можно простить. Дело в том, что, несмотря на кажущийся формализм, фильм настолько искренний и личный, что всё эстетство меркнет перед исповедальной формой картины. Возможно, именно эта автобиографичность помешала Литвиновой в итоге смонтировать полноценный фильм с началом, кульминацией и финалом. В итоге получились обрывки сновидений, ассоциации на тему поэзии Серебряного века и обрывки подслушанных разговоров и судеб. Удивительный коктейль Литвиновой порой граничит с пошлостью, но никогда не переходит эту тонкую грань.

«Последняя сказка Риты», 2012

Рената Литвинова сумела искусно превратить самую обычную и местами скучную историю в замечательное и тонкое кино. Фильм «Последняя сказка Риты» о любви, смерти, вечной жизни, поисках счастья превратился в волшебную сказку, где красивые люди в красивых одеждах играют нереальные реальности. Литвинова в очередной раз доказала, что её художественный мир не имеет ничего общего с нашим, обыденным. Каждый её новый фильм — это путешествие в сказочную страну, где не действуют никакие законы. В некой больнице доживает последние дни трогательно хрупкая, беззащитная, поистине сказочная героиня Рита, вокруг которой развиваются события. Её подруга-врач, её любимый мужчина и её ангел — Ангел Смерти в образе медсестры — пытаются облегчить состояние больной, не дать ей потерять надежду на выздоровление. Несмотря на трагическую тематику, весь фильм наполнен светом и оптимизмом.

Вместо поздравления

Сложно представить, чем именно дальше будет заниматься Литвинова. Возможно, она будет писать сценарии к фильмам и снимать клипы только для Земфиры, а возможно, займётся модой и будет выпускать под своим именем украшения. А может быть, она станет музой для какого-нибудь современного поэта. Вряд ли Литвинова сама знает, что увлечёт её в будущем. Однако одно можно сказать точно: чем бы она ни занималась, это обязательно будет элегантно и утончённо. Эти качества невозможно приобрести или научиться им. Это дар от рождения. И у Литвиновой этот дар есть. А нам остаётся только, затаив дыхание, наблюдать за тем, как она «через ступень сбегает и ведёт сквозь влажную сирень в свои владенья…».

Помимо кинематографической деятельности Рената Литвинова знаменита своей активной светской жизнью. В последние годы она всё чаще появляется в сопровождении рок-певицы Земфиры. Посмотреть несколько редких видео с выступлений певицы можно в нашем обзоре «Земфира, которая всех удивила».

Автор: Николай Гросицкий

Комментарии

аватар пользователя: Пироженка
Пироженка13 января 2015 в 08:20

Последнее фото интересное. Я бы даже сказала, закономерное)) Всё внимание на табличку...))

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков13 января 2015 в 12:23

Богиня! "Последняяя сказка Риты", мне, кстати, вполне понравилось. Хотя кино, конечно, ну очень странное :)

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko13 января 2015 в 16:46

Мне кажется, что Литвинова всё-таки не столько актриса, сколько образ, который можно использовать в кино... В том смысле, что она всё время играет по-своему, в любой публичной ситуации. Интересно было бы на неё в театре посмотреть, она Раневскую в «Вишнёвом саде» играла.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий14 января 2015 в 00:52

Она и до сих пор играет ее во МХТ...

0
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов19 января 2015 в 15:36

Она мне раньше нравилась, но образ приелся...

0
  • Ответить
Rambler's Top100