Владимир Высоцкий: 9 ролей в кино

Владимир Высоцкий: 9 ролей в кино

Ровно 77 лет назад, ранним утром 25 января, в роддоме № 8 Дзержинского района города Москвы, на Третьей Мещанской улице родился мальчик. Назвали его Володей. Теперь о нём написаны десятки монографий, о нём снимают фильмы, пишут песни, ставят спектакли по его сценариям. Для России он стал первым настоящим рок-кумиром, со всеми сопутствующими чертами. Его любили миллионы, он никого не боялся, был талантлив, красив, его обожали женщины. Он гонял на своем «Мерседесе» по пустым улицам Москвы, а гаишники отдавали ему честь. Такой всенародной любовью не может похвастаться ни один из наших современников.

«Аррива» решила вспомнить несколько самых ярких работ Владимира Семёновича Высоцкого в кинематографе. 

«Вертикаль», 1966 год

Режиссёры: Станислав Говорухин и Борис Дуров.

Два молодых режиссёра, Говорухин и Дуров, только закончили режиссёрский факультет ВГИКа и, не найдя работы в Москве, решили попробовать счастья в Одессе. Там они сняли суровый романтический фильм о людях, чья профессия — рисковать. Картина рассказывает о группе альпинистов, которые готовятся взять очередную вершину. В один из дней они получают сигнал о немедленном возвращении: на них движется грозовой циклон. Связист Володя делает нелёгкий моральный выбор и скрывает от товарищей это предупреждение. Теперь надежда только «на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк»…

Высоцкий в роли радиста Володи доказал, что он может играть не просто комически-романтические роли, как в ранних фильмах, а персонажей со сложной судьбой, которая подвергает их тяжёлым испытаниям.

«Интервенция», 1968 год

Режиссёр: Геннадий Полока.

Пространство внутри этого фильма сразу завораживает своей неповторимой атмосферой. Дело в том, что «Интервенция» создана по театральной пьесе Льва Славина, так что актёры в кадре существуют скорее по законам сцены, нежели в рамках кинематографа. Если говорить о жанре фильма, то его называют «представление-буфф».

Картина повествует о жизни Одессы, оккупированной войсками «Антанты». Бродский работает у банкирши Ксидиас, учит на дому её сына Женю. Но это только его официальная работа. На самом деле, Бродский — руководитель группы большевиков-подпольщиков, ведущих пропаганду среди иностранных солдат. Сможет ли он долго разделять эти две жизни, или ему придётся выбирать? Ответ на этот вопрос герой даёт в своей финальной песне. Нетрудно догадаться, что именно Высоцкий исполнил роль Бродского.

«Короткие встречи», 1968 год

Режиссёр: Кира Муратова.

Это дебютный фильм Киры Муратовой, а вот Владимира Высоцкого уже можно было назвать молодой звездой. Видимо, именно поэтому ему досталась модная роль геолога (а тогда это была очень престижная профессия) Максима. Геолог знакомится с молоденькой и наивной девушкой Надей, которая тут же влюбляется в него. Однако довольно скоро Максим уезжает по делам, и Надя решает поехать за ним. Проблема в том, что у Максима есть другая женщина — Валентина Ивановна — в исполнении самой Киры Муратовой. Получается классический любовный треугольник, но специфическая манера повествования и нелинейное развитие сюжета делает «Короткие встречи» одной из самых лиричных картин того времени.

Высоцкий в образе Максима становится настоящим секс-символом. Обаятельный, с хорошим чувством юмора, романтик с гитарой и аккуратной бородкой. Этот образ вызывает трепет у девушек и в наше время. 

Служили два товарища, 1968 год

Режиссёр: Евгений Карелов.

Фильм рассказывает о событиях времён Гражданской войны, когда вся наша страна была разделена на два противоборствующих лагеря, два цвета: белый и красный. Картина строится из двух параллельных сюжетных линий, пересекающихся в определённый момент. Первая — о двух товарищах-красноармейцах, которые долго и мучительно пытаются подружиться. Вторая — о белогвардейском офицере Александре Брусенцове, в исполнении Высоцкого.

Высоцкий не наделил своего героя ни чувством ностальгии, ни благородством, ни героическим пессимизмом. Он решил раскрыть мучительную тему мужества: такой человек, как Брусенцов, должен потерять всё, что было для него важным, родным и близким. Пасть на самое дно. Эту задачу артист выполнил безупречно.

«Хозяин тайги», 1968 год

Режиссёр: Владимир Назаров.

Фильм снят по детективному рассказу Бориса Можаева «Власть тайги». В небольшом таёжном посёлке, где все всех знают, происходит чрезвычайное происшествие: злоумышленники ночью грабят местный магазин. В преступлении довольно быстро признаётся рабочий Николай. Однако молодой, но амбициозный участковый Серёжкин не верит словам рабочего. Он начинает распутывать дело, и новые доказательства приводят его расследование к бригадиру артели лесосплавщиков Ивану Рябому.

Рябого играет Высоцкий, которому в кино часто приходилось брать на себя сложных персонажей: с законом или нормами нравственности они не в ладах, зато по-человечески всегда обаятельны. Участкового, который ловит Рябого, играет лучший друг Высоцкого и его коллега по театру, Валерий Золотухин.

«Четвёртый», 1972 год

Режиссёр: Александр Столпер.

Пьеса Константина Симонова, по которой снят этот фильм, рассказывает жёсткую мужскую историю о человеке, который нашёл в себе силы примириться со своей совестью. В далёком прошлом трое его друзей решили пожертвовать своими жизнями ради других. Он тоже хотел пойти на это, но они его с собой не взяли. Теперь он — преуспевающий журналист, с хорошей зарплатой и женщиной, которая его любит. Однажды он узнаёт опасную информацию, и теперь перед ним стоит непростой выбор: сделать заявление, обнародовав известные ему детали спланированной провокации, и лишиться при этом всех жизненных благ, либо промолчать. И вот перед ним всплывают образы тех трёх мужчин...

Высоцкий блистательно исполнил роль сомневающегося и слабого человека, в котором теплится слабый огонёк порядочности. Одна из лучших работ актёра.

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976 год

Режиссёр: Александр Митта.

Фильм снят по роману Александра Пушкина «Арап Петра Великого». В роли арапа — Высоцкий. В этой картине проявляется его незаурядный комедийный талант.

Эфиоп, воспитанник Петра I, испытывает нежные чувства к Наташе, дочери боярина Гаврилы Ртищева. Царь даёт благословение на свадьбу своего подопечного и велит начать все необходимые приготовления, однако Наташа не любит будущего мужа. Ибрагим из благородных побуждений готов отказаться от своего счастья. Такое неоднозначное решение царского «любимца» изменило отношение Петра к арапу, и Пётр запрещает Ибрагиму показываться ему на глаза. В итоге Наташа понимает, что любит Ибрагима Ганнибала. 

«Место встречи изменить нельзя», 1979 год

Режиссёр: Станислав Говорухин.

Самая популярная работа Владимира Высоцкого в кинематографе. Здесь он исполнил роль жестокого, но справедливого офицера Московского уголовного розыска, Глеба Жеглова. Судя по многочисленным отзывам коллег, Высоцкий воспринимал съёмки этого фильма как что-то личное. Он всегда требовал полной отдачи, подсказывал текст, решения … Однажды в отсутствие режиссёра он сам снял несколько сцен. Видимо, Высоцкий чувствовал, что это его звёздный час, и не имел права на ошибку.

Забавно, что в книге братьев Вайнеров Глеб Жеглов — молодой человек 25 лет, член комсомольского актива МУРа. Однако Говорухина настолько поразила фигура Высоцкого, что он переписал сценарий под актёра. Несколько десятков фраз, сказанных Жегловым в этом фильме, сразу же стали крылатыми.

«Маленькие трагедии», 1979 год

Режиссёр: Михаил Швейцер.

Этот фильм — экранизация целого набора произведений Александра Пушкина — стал последним в кинокарьере Высоцкого. Роль Дон Гуана в новелле «Каменный гость» стала не только последней для артиста, но и самой близкой ему. Дело даже не в образе персонажа, который, безусловно, схож с исполнителем, а скорее в форме.

Сам Высоцкий до беспамятства любил поэзию, писал песни и стихи с 16 лет, много лет на театральной сцене играл в поэтических произведениях. Это единственная в его кинокарьере роль, которая написана в стихах. Видно, как каждое слово, каждую реплику Высоцкий смакует. Для него уже удовольствие просто произносить этот великий текст, а что и говорить, когда можно воплотить в жизнь один из самых трагических образов в мировой литературе.

О том, как живут, работают, вживаются в роли и даже сходят с ума актёры, снято немало фильмов. «Аррива» собрала несколько отличных образцов в подборке «Весь мир — театр и кино. 9 фильмов об актёрах».

Автор: Николай Гросицкий

Комментарии

аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш25 января 2015 в 16:18

да уж Высоцкий то как он играл, даже трудно поверить, что всё это он сыграл в 70-ые годы, настолько мощно, и сейчас бы он был одним из ведущих актеров, во всяком случае в этом амплуа трудно вспомнить сравнимых по таланту и харизме в масштабе мира

3
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий27 января 2015 в 01:53

Ярослав, я долго вспоминал актёров сравнимых по масштабу. Дк аю, что ранний Марлон Брандо. Вот)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов25 января 2015 в 16:19

Достойная статья про великого русского артиста!

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko26 января 2015 в 04:47

Хорошо, что здесь нет Безрукова в роли Высоцкого

0
  • Ответить
аватар пользователя: superman63
superman6327 января 2015 в 02:18

Автор жжет

0
  • Ответить
аватар пользователя: Пельмешка
Пельмешка27 января 2015 в 04:31

в каком месте?)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Анжелика Шишкарёва
Анжелика Шишкарёва27 января 2015 в 07:27

то был Гоголь))

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий27 января 2015 в 12:51

И Мастер у Булгакова...

0
  • Ответить
Rambler's Top100