Оскар-2015: кто получит золотые статуэтки

Оскар-2015: кто получит золотые статуэтки

22 февраля состоится 87-я церемония вручения премий «Оскар», которая в последние годы стала своеобразным аттракционом для киноманов, пытающихся угадать, кому киноакадемики раздадут почётные награды. «Аррива» болеет за «Левиафан» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» и делает прогнозы относительно фильмов-фаворитов в основных номинациях.

«Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (9 номинаций)

Мексиканец Иньярриту, от которого критики, кажется, уже и не ожидали особенных прорывов, с теплотой вспоминая его раннюю сильную работу «Сука-любовь» и ругая последние «формальные эксперименты», «Вавилон» и «Бьютифул», в этом году буквально «выстрелил» своим новым фильмом. «Бёрдмен» — картина о Риггане Томсоне (Майкл Китон), кинозвезде одноимённого фильма, который отчаянно пытается доказать себе и миру, что после удачного блокбастера он всё ещё чего-то стоит как актёр. Томсон ставит на Бродвее «О чём мы говорим, когда говорим о любви» — спектакль по рассказу Реймонда Карвера, в котором сам же и играет.

На «Золотом глобусе — 2015» фильм взял награду за «лучший сценарий»,  Майкл Китон выиграл в номинации «Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл)», а за «лучшую операторскую работу» приз получил Эммануэль Любецки. Справедливо ожидать, что на «Оскаре» в этом году фильм ждут примерно такие же награды (плюс монтаж и, возможно, звук). Во-первых, операторская работа Любецки (на прошлогоднем «Оскаре» он взял главный приз за «Гравитацию» Куарона, а до этого был номинирован за «Древо жизни» Малика) — это половина успеха «Бёрдмена». Фильм снят словно единым планом (на самом деле нет), превращая метания героев в один непрекращающийся невроз, а его виртуозная камера то летит над Нью-Йорком, то спускается на землю, наблюдая жизнь тесного закулисья Бродвея. Следить за этим эмоциональным и мастерским движением киноглаза — одно удовольствие. 

В номинации «Лучшая мужская роль» Майкл Китон тоже выглядит лучше многих, разыгрывая экзистенциальную драму посредственного актёра, который периодически разговаривает со своим альтер эго — супергероем Бёрдменом. К тому же рефлексия об актёрской профессии (Китон как будто играет собственную биографию) — не последняя для Голливуда тема. 

Стив Карелл, «Охотник на лис»Стив Карелл, «Охотник на лис»

Хорошую конкуренцию актёру в своей номинации составляет Стив Карелл в «Охотнике на лис» с сильной драматичной ролью, в которой он показывает персонажа не широкими мазками, а с помощью нюансов. Будет справедливо, если кто-то из этих двух актёров удостоится золотой статуэтки, потому что другие номинанты — Камбербэтч-снова-Шерлок, стеклянный-оловянный-деревянный Купер и сосредоточившийся на ужимках Рейдмэйн — выглядят слабее. А Эдвард Нортон в «Бёрдмене» вполне заслуженно может получить награду за «Лучшую мужскую роль второго плана»: его герой вышел по-настоящему неприятным и самовлюблённым, так что даже хочется навалять ему и выпнуть с театральных подмостков в одних трусах.

Станет ли «Бёрдмен» лучшим фильмом года — вопрос. С одной стороны, в целом это и правда очень хорошее кино, но у критиков остались к Иньяриту претензии (например, не слишком оригинальные главные мысли, недостаток самоиронии), плюс не стоит забывать, что киноакадемия — это и консервативная среда, которая может не оценить общей изобретательности картины. 

«Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона (9 номинаций)

«Отель» — ещё один фаворит «Оскара» по числу номинаций, который уже взял «Серебряного медведя» в Берлине и «Золотой глобус» за «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», а также награды «Британской киноакадемии» за оригинальный сценарий, костюмы, грим, работу художника-постановщика и саундтрек. Фильм Андерсона достоин большинства оскаровских наград, но, кажется, в этом году у него есть сильный соперник — «Отрочество» Ричарда Линклейтера — из-за которого шансы уменьшаются, и, вероятно, картина получит те же самые награды, что дала «Британская киноакадемия» (заслуженно).

Хотя если случится неожиданное и Уэс Андерсон как режиссёр, его картина, сценарий станут «лучшими» — это тоже будет очень достойная победа кинематографа. Режиссёр, который ещё ни разу не получал «Оскар», в последнем фильме не только в полную силу показал свой авторский причудливый почерк, но и, как высказались критики, «повзрослел», впустив в свой как будто бы лёгкий «бисквитный мир» военную историю Европы XX века.

«Отель Гранд Будапешт» — это очень цельное высказывание, яркое и, несмотря на появившуюся серьёзность, светлое кино, обладающее невероятным обаянием. Получит он главные награды «Оскара» или нет, может, даже не очень важно, потому что необычный для эпохи блокбастеров «Отель» завоевал (в отличие от многих проходных фильмов-номинантов вроде «Игры в имитацию») любовь современного зрителя, а это — уже большая победа.

«Игра в имитацию» Мортена Тильдума (8 номинаций)

С одной стороны, понятно, почему «Игра в имитацию» удостоилась такого внимания на «Оскаре». Здесь есть и реальная история выдающегося английского математика, логика и криптографа Алана Тьюринга (Бенедикт Камебрбэтч), который активно помогал британскому правительству взломать «Энигму» — машину, использовавшуюся немцами для шифровки всей внутренней коммуникации в армии и во флоте во время Второй мировой войны (плюс тема войны). Здесь есть и замкнутый, эксцентричный гений со сложным характером, который был к тому же гомосексуалистом. Есть и достойный актёрский состав: Кира Найтли, Меттью Гуд, Рони Киннер, Камбербэтч опять же. Но с другой стороны, 8 номинаций для этой картины норвежца Мортена Тильдума («Охотники за головами») — это слишком.

Во-первых, режиссёр хватает действительно уникальную биографию Тьюринга «по верхам», перескакивая с темы войны на тему болезненной гомосексуальной привязанности, с математики — на геополитику. А во-вторых, с помощью флешбэков разжёвывает сюжет для зрителя так, что в фильме про секреты, математику, шифры, шпионаж и человеческие «скелеты в шкафу» не остаётся ни одной загадки. «А чё, народу вроде понравилось», — кажется, будто Мортен Тильдум думал про эту картину именно словами из «Бёрдмэна».

Камбербэтч и Кира Найтли играют хорошо и старательно (первый пытается добавить к знакомому образу самоуверенного гения чувствительности и слабости, вторая играет не просто красотку, а умную красотку), но не прыгают выше головы, что ставит под сомнение их номинации на «Лучшую мужскую роль» и «Лучшую женскую роль второго плана». На «Золотом Глобусе» картина не получила ни одной из пяти наград, но проигнорирует ли фильм киноакадемия — вопрос. Всё-таки это очень опрятный, очень классический для «Оскара» фильм, который, по-честному, заслуживает наград только за твидовые пиджаки и «английский стиль».

«Отрочество» Ричарда Линклейтера (6 номинаций)

Картина Линклейтера уже стала лучшей в Берлине, на «Золотом Глобусе», награждена «Британской киноакадемией». Есть подозрение, что на «Оскаре» «Отрочество» станет фильмом года и получит награду за режиссуру. Аргументов против этого особенно нет: работа Линклейтера — действительно большое сильное кино, сделанное мастерски и искренне. Его даже не слишком хочется разбирать — такое кино хочется просто смотреть и пересматривать.

Ричард Линклейтер, известный своей прекрасной трилогией про влюблённых «Перед рассветом», «Перед полуночью» и «Перед закатом», снимал «Отрочество» 12 лет. Год за годом он методично наблюдал, как его герои, а вместе с ними актеры (Эллар Колтрейн, Итан Хоук, Патриция Аркетт, собственная дочь Лорелей Линклейтер) в буквальном смысле растут, взрослеют, вытягиваются, меняют мужей, подруг, переходят из школы в колледж, делают ошибки, но по большому счёту — просто живут. В его фильме работает само время — это и его лучший гримёр, и сценарист, и костюмер. Линклейтера интересует не драма жизни, а течение жизни, обыденность с её как будто неважными деталями. Удивительно, как режиссёру удаётся создать цельную, не распадающуюся на отдельные годы картину без жирных драматических мазков, а заурядный жизненный сюжет превратить в интересный и заслуживающий такого же внимания, как биография Алана Тьюринга. «Отрочество» — это настоящий роман от кинематографа, и в этом смысле у него есть два больших козыря: хороший роман — это то, что до сих пор не утратило своей художественной силы, хороший роман — это то, что любят американские киноакадемики.

Стоит сказать, что Патриция Аркетт заслуживает награды «Лучшая женская роль второго плана»: за 12 лет работы над ролью матери двоих детей, которой не везёт с мужьями, Аркетт сумела сохранить, с одной стороны, целостность героини, а с другой — показать её в развитии, с новыми чертами характера, меняющимся самоощущением. В её игре — большая работа с нюансами и акцентами, тогда как у Киры Найтли — небольшое усложнение знакомого амплуа, у прекрасной Эммы Стоун, которая ещё раскроется (были бы роли), — пока больше игра, у Мерил Стрип в «Чем дальше в лес…» — хорошо отработанная техника.

«Снайпер» Клинта Иствуда (6 номинаций)

Шансы «Снайпера» стать «лучшим фильмом года» — шатки: в США он получил слишком противоречивые мнения критиков, расколов американское общество так же, как «Левиафан» российское, на два непримиримых фронта. Несмотря на то, что сам Клинт Иствуд считает своё кино самым «антивоенным» во всей карьере, многие критики обвинили Иствуда в дешёвой пропаганде, исламофобии и ностальгии по военным временам Буша-младшего. Дело в том, что в основе «Снайпера» лежат ставшие бестселлером мемуары реального солдата ВМС США Криса Кайла, который «ликвидировал» (попросту убил) в Ираке более 200 человек, заслужив прозвище Дьявол Рамади. По адаптированному сценарию Джейсона Хола Иствуд снял военную драму, к которой добавил драму семейную: Крис Кайл, которого играет Брэдли Купер, так эмоционально и идеологически привязывается к войне, что отодвигает жену (Сиенна Миллер) и детей на второй план, предпочитая военные операции мирным пикникам на заднем дворе.

С одной стороны, Иствуд пытается показать механичность войны и то, как врождённая с детства установка «защищать того, кто в беде» лишает первоклассного снайпера рефлексии, превращая в машину для убийства. Но с другой стороны, «Снайпер» действительно кажется однобоким: например, в фильме есть торжественная сцена похорон солдата ВМС (белый гроб, флаг, речи), в то время как многочисленные жертвы с исламской стороны так и остаются лежать в крови и пыли. Отсутствие оттенков, деление мира на «чёрный» и «белый» — недостатки «Снайпера», который в этом проигрывает «Повелителю бури» и «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу. Бредли Купер играет уверенно, но его снайпер, скорее, — образ американского солдата, чем живой американский солдат. Поэтому в номинации «Лучшая мужская роль» он уступает Кареллу и Китону.

«Одержимость» (5 номинаций)

«Одержимость» номинирована на «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и ещё парочку, а Джонатан Симмонс — на «Лучшую мужскую роль второго плана». История о молодом барабанщике Эндрю Нимане (Майлс Теллер) и руководителе джаз-ансамбля при консерватории Флетчере (которого как раз играет Симмонс) уже взяла на «Сандэсе» награду за «Лучший американский драматический фильм», но на «Оскаре», скорее всего, уступит основным фаворитам. При этом «Одержимость» — отличный, темпераментный и живой фильм о музыкальных амбициях, методиках воспитания гениев, соперничестве и много о чем ещё. Дэмьен Шазелл, словно барабанщик, выдерживает в «Одержимости» хороший темп — так что он становится грамотной режиссёрской партией, которой, однако, не хватает импровизации, и здесь у критиков есть простор для размышлений, а у киноакадемиков — для сомнений.

В случае с «Одержимостью» реальный претендент на статуэтку — актёр Джонатан Симмонс, исполнивший роль деспотичного руководителя оркестра, который в попытках найти нового Чарли Паркера буквально доводит своих музыкантов до слёз, заставляет сбивать руки в кровь и как следует потеть в музыкальном классе. 

«Вселенная Стивена Хокинга» Джеймса Марша (5 номинаций)

Этот фильм в какой-то мере обладает теми же недостатками, что и «Игра в имитацию»: незаурядная биография выдающегося английского физика, одного из основоположников квантовой космологии и популяризатора науки Стивена Хокинга (играет Эдди Редмэйн), сужена здесь до внятной и мягкой мелодрамы — истории взаимоотношений учёного и его жены Джейн в исполнении обаятельной Фелисити Джонс. Ни магии «Теории Всего», ни рассказов об активной научной деятельности — фильм больше сосредоточен на семье и борьбе Хокинга с тяжёлой формой склероза, поэтому среди других номинантов на «Лучший фильм» он не кажется сильным.

За роль учёного Эдди Редмэйн уже получил «Золотой Глобус», награду «Британской киноакадемии», а сейчас претендует и на «Лучшую мужскую роль» на «Оскаре». Игра Редмэйна — это хорошее, профессиональное физическое перевоплощение: актёру блестяще удаётся показать недуг Хокинга и то, как героически он с ним справлялся (а реальный Хокинг справляется до сих пор). Но Редмэйн не раскрывает всех граней характера учёного, и здесь, скорее, не его вина: сценарий написан по мемуарам Джейн Хокинг, которая, видимо, делает акцент на Хокинге-муже и отце, а не на Хокинге-учёном. Тем не менее эта картина Джеймса Марша, являющаяся, как и «Игра в имитацию», классическим оскаровским байопиком, вполне может взять несколько наград.

Джулианна Мур, «Всё ещё Элис»Джулианна Мур, «Всё ещё Элис»

Например, Фесилити Джонс номинирована на «Лучшую женскую роль второго плана», и это — скорее, поклон киноакадемии в сторону действительно талантливой молодой актрисы (смотрите сцену игры в крокет). Главное соперничество в этой номинации — между Джулианной Мур в фильме «Всё ещё Элис», Марийон Котийяр, сыгравшей в картине братьев Дарденн «Два дня, одна ночь», и Розамунд Пайк, блеснувшей в «Исчезнувшей» Финчера. Все эти актрисы одинаково достойны «Оскара»: Котийяр и Мур буквально держат картины на своих актерских плечах, а Пайк мастерски удаётся воплотить противоречивый образ своей героини и влиться в мир Финчера. Но получит статуэтку, скорее всего, Джулианна Мур за роль женщины-лингвиста, героически сражающейся с болезнью Альцгеймера. Тем более у неё на счету ещё одна сильная работа в «Звёздной карте» Кроненберга.

Если вы не нашли интересующей вас номинации — загляните в полный список номинантов на «Оскар». А каких фильмов зрители больше всего ждут в этом году — смотрите в обзоре главных кинопремьер года.

Автор: Анна Груздева

Комментарии

аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий17 февраля 2015 в 08:10

А разве в "Снайпере" Иствуда у главного героя дети? Кажется там был один сын....

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva17 февраля 2015 в 09:30

Ещё дочка, в конце самом, когда главный герой уходит из дома, в комнате девочка и мальчик.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий17 февраля 2015 в 12:21

Спасибо, теперь запомню. Как-то дочку не учёл)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков17 февраля 2015 в 08:29

Смотрел только первые три перечисленные фильма - Отель Будапешт, Игру в имитацию и Бёрдмен. Болею за Бёрдмена! Отель Будапешт, конечно, симпатичный, но не слишком выдающийся. А Игра в имитацию совсем разочаровала :(

2
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva17 февраля 2015 в 09:36

Олег, да, не везет выдающимся ученым, используют их неординарность, инаковость или болезнь (как в случае с Хокингом) как основную фишку и приманку для зрителя - а что там вокруг героя или в нем режиссерам не очень интересно. Увы.

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko17 февраля 2015 в 15:16

а мне понравилась «Игра». звёзд с неба не хватает, конечно, но хорошо сделан и сыгран, по-моему.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva17 февраля 2015 в 21:34

сыгран хорошо, не спорю, но мне всегда жалко, когда действительно большие актерские таланты расходуют на средней руки фильм.

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko18 февраля 2015 в 12:14

ну, Камбербэтч, как бы мы его ни любили, ни в какой потенциальной классике пока не снялся, кажется...

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков18 февраля 2015 в 12:50

У меня к "Игре" сразу несколько претензий: слабый сценарий, слабая картинка (оператор, монтаж), слабая режиссура (клише на клише сидит и клише погоняет).

Сценарий:
- Откуда Тьюринг узнал про "Энигму"? Как будто птичка на хвосте принесла. Непонятно.
- Что такого Тьюринг написал Черчиллю, что тот сделал его начальником, как по волшебству? Непонятно.
- Зато слишком понятно, что тупой солдафон не понимает идей гениального математика, и эту нехитрую мысль показывают весь первый час, кажется.

Кастинг:
Тот факт, что двух самых умных персонажей играют самые сексуальные актер и актриса... Ну так не бывает :) Ну взяли бы вместо Найтли кого-нибудь менее яркой внешности, ну вот вообще ни разу не похожа на нее Джоан Кларк. Камбербатч играет всё того же Шерлока с +10 к аутизму и -10 к обаянию.

Картинка:
больше всего это похоже на сериал BBC, а не на кино, у которого есть режиссер и язык. По темпу, по манере съемки.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva18 февраля 2015 в 23:31

Олег, прекрасно) Меня расстраивает, когда актёры второго плана становятся просто рифмой к главному герою, как здесь. То есть есть гений, умная красивая девушка и кучка сомневающихся мужиков. И да, тупой солдафон:) Взять "Отель Гранд-Будапешт", там каждый герой, который появляется даже на минуту - запоминающийся и самостоятельный, он не просто предмет интерьера, как здесь.

2
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko19 февраля 2015 в 04:42

«Шерлок» — сериал BBC, что-то не так с темпом?)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Николай Гросицкий
Николай Гросицкий17 февраля 2015 в 12:22

А мне Бёрдмен не очень понравился, так что я за Охотника на лис....

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva17 февраля 2015 в 21:30

"Охотник" тоже понравился, там отличные и Карелл, и Руффало, и Миллер. Будет здорово, если фильм чем-нибудь отметят. Оскар - это же иногда выдает сюрпризы.

2
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina18 февраля 2015 в 04:23

Мне понравилась "Игра в имитацию" даже несмотря на то, что в Алане читался то Шелдон из ТБВ, то Шерлок.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Вадим Доружинский
Vadim Doruzhinsky18 февраля 2015 в 07:08

Игра в имитацию, на мой взгляд, самая слабая картина среди номинантов. "Одержимость" шикарна, один Оскар точно в кармане, еще может тех.номинацию возьмет. А если в общем то очень спорный год на фильмы, в среднем на 4ку все, а вот актерские работы практически все поражают, кроме женских номинаций, оправданно только Мур и Пайк. Мур станет самой титулованной актрисой современности, в копилке только Оскара нет))
Первый канал разочаровал, что опять не будет эфира(

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko18 февраля 2015 в 12:15

Мур же великолепна! я вообще не понимаю, какая конкуренция с Пайк может быть.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva18 февраля 2015 в 23:54

Пайк очень убедительно играет очень красивую и очень страшную внутри женщину, и если не ставить эту актерскую работу рядом с какой-то другой, она сильная сама по себе. Пайк очень разное смешивает в своей героине, так что её нельзя просто назвать "мстительной блондинкой" или "жертвой-женой", у нее выходит неоднозначный образ, который интересно разгадывать. Котийар у Коэнов тоже в непривычном амплуа. Она, оставшись в простой майке и с хвостиком, создает убедительный образ только актерскими методами, это непростая задача. Другое дело, что, на мой взгляд, её ждут (надеюсь) еще более сильные роли. Мур действительно сильна в "Элис", плюс тема борьбы с болезнью - американцы такое любят. Так что оскар почти в руках)

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko19 февраля 2015 в 04:43

«если не ставить эту актёрскую работу рядом с какой-то другой» на премиях не работает)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva20 февраля 2015 в 01:22

На "Оскаре" все-таки бывает такое, что молодых актрис награждают, когда они находятся рядом с уже более опытными и состоявшимися. В 2013-м, например, наградили Дженифер Лоуренс, тогда как вместе с ней в номинации были очень сильные Честейн ("Цель номер один") и Эмманюэль Рива ("Любовь" Ханеке). И мне кажется, это был хороший выбор. Да, Рива можно было давать за профессионализм, но жюри отдало статуэтку Лоуренс за драйв и скрытый талант, который она раскрыла у Рассела, да и просто отличную игру. Поэтому у Пайк есть шансы даже рядом с Мур.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva18 февраля 2015 в 23:43

Вадим, согласна про "4ку". В прошлом году также смотрела все фильмы, и каждому порадовалась просто как зритель. В этом еле досидела "Снайпера", "Игру", затянутым показался хороший сам по себе "Охотник"... Неплохой, но не выдающийся фильм «Всё ещё Элис» вывозит Мур, которая и правда прекрасна, болею за нее)) Ну, кстати, Кристен Стюарт там ничего.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Вадим Доружинский
Vadim Doruzhinsky19 февраля 2015 в 05:22

А мне кстати "Снайпер" наоборот очень понравился, увидел в нем наоборот антивоенный подтекст, ну и старина Иствуд.

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko19 февраля 2015 в 16:10

старина Иствуд вообще не сторонник сомнений, чего уж. у него всегда добро с кулаками и единственной верной позицией.

1
  • Ответить
Rambler's Top100