«Оскар» рекомендует: 7 крутых документальных фильмов

«Оскар» рекомендует: 7 крутых документальных фильмов

В ночь с воскресенья на понедельник в США наконец-то раздали «Оскары». В номинации «Лучший документальный фильм» победила картина «Гражданин четыре» об Эдварде Сноудене. Почему-то эту номинацию не принято обсуждать, делать по поводу неё прогнозы, радоваться или досадовать после вручения золотых статуэток. И зря. Документальные фильмы, попадающие на «Оскар», — это и закрученные, взятые из самой жизни сюжеты, которым позавидовал бы Шерлок, и харизматичные, как будто живущие рядом герои, и нетривиальные истории, и часто невероятные съёмки. «Аррива» собрала семь фильмов, номинированных или победивших на «Оскаре» в разные годы, которые заставят вас полюбить документальное кино.  

«В поисках Вивиан Майер» (Finding Vivian Maier)

США, 2013. Режиссёр: Джон Малуф и Чарли Сискел.

В 2007 году молодой историк Джон Малуф приобрёл на аукционе коробку с негативами неизвестного фотографа, в которой оказались — ни больше ни меньше — шедевры уличной фотографии. Чьи они? У Малуфа на руках было только имя автора: Вивиан Майер, которое «Гугл» нашёл разве что в некрологе, посвящённом обычной женщине. Фильм «В поисках Вивиан Майер» — рассказ о том, как Малуф по крупицам собирает информацию об «одном из самых загадочных фотографов столетия».

Вивиан Майер (1926–2009) на вид была непримечательной женщиной в мешковатой одежде, которая почти 40 лет проработала обычной няней в Чикаго. Но за это время Майер накопила 2 000 мотков плёнки, 3 000 фотографий, 100 000 негативов, видео- и аудиозаписи, о которых при её жизни никто не подозревал. Её уличные снимки, которые заслуженно сравнивают с работами великих Анри-Картье Брессона, Андре Кертеса, Роберта Франка, сегодня выставляются в лучших музеях мира. Но при жизни Майер не хотела раскрыть себя, храня шедевры в коробках и не рассказывая никому о своём увлечении фотографией. Почему? В документальном фильме режиссёр Джон Малуф ищет ответ на этот вопрос.

«Канатоходец» (Man on Wire)

США, 2007. Режиссёр: Джеймс Марш.

«Художественное преступление века» — так назвали поступок французского канатоходца Филиппа Пети, который 7 августа 1974 года прошёл по канату, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На высоте 411,5 метра артист провёл около 45 минут, проделав за это время восемь трюков. Прекрасный документальный фильм «Канатоходец», который помимо «Оскара» удостоился ещё 26 кинонаград, рассказывает о жизни Филиппа Пети через призму его автобиографической книги «Дотянуться до облаков» (To Reach The Clouds).

С детства очарованный фокусами, Пети уже в школе начал показывать одноклассникам различные трюки, а в 16 лет сделал первые шаги на натянутом канате. Фильм (в котором Джеймс Марш, режиссёр «Вселенной Стивена Хокинга», использует редкие документальные кадры) рассказывает о первых опытах канатоходца, его невероятных воздушных перформансах с собором Нотр-Дам де Пари и мостом Харбор-Бридж в Сиднее, а также о подготовке к главному тюрку его жизни: покорению башен-близнецов.

«В двух шагах от славы» (Twenty Feet from Stardom)

США, 2013. Режиссёр: Морган Невилл.

Морган Невилл, который снимал фильмы про Чарли Паркера, Джони Кэша, Сэма Филлипса и других музыкантов, на этот раз сделал картину о тех, кто всегда остаётся на вторых ролях — о бэк-вокалистах известных музыкантов. Да, в кадре мелькают и Мик Джаггер, и Стинг, но истинные герои картины — те, кто стоял около кулис и подпевал.

В фильме певцы, голоса которых слышали миллионы, а имена знают единицы, рассказывают свои истории о том, как они участвовали в записи хитов 1960–70–80-х годов, ездили в турне, подрабатывали, искали свой путь в музыке. Прекрасный, полный драйва, фильм о том, что ради любви к музыке люди иногда готовы жертвовать многим.

«В поисках Сахарного Человека» (Searching for Sugar Man)  

Швеция, Великобритания, 2012. Режиссёр: Малик Бенджеллуль.

Ещё один отличный документальный фильм про музыку, а точнее про фолк-рок-музыканта 1970-х, Сиксто Родригеса, который был известен просто как Rodriguez. Музыкант из Детройта выпустил всего два альбома, Cold Fact и Coming from reality, которые не стали ни популярны, ни прибыльны для выпустившего их лейбла Sussex Records, да и сам Родригес не был звездой, периодически подрабатывая простым разнорабочим. После нескольких неудач музыкант ушёл с американской сцены, его даже считали погибшим.

В 1997-м пара поклонников Родригеса решают выяснить, что же всё-таки случилось с любимым исполнителем. Они расспрашивают его друзей, знакомых и родственников, едут из Детройта в Калифорнию и даже добираются до ЮАР, где — оказывается — творчество Родригеса было политически влиятельным, культовым в Южной Африке, а некоторые из песен и вовсе стали гимном борьбы против режима апартеида в этой стране. «В поисках Сахарного Человека» — невероятная, воодушевляющая картина про «незвёздного» музыканта. Саундтреком к ней идут песни самого Сиксто Родригеса, пластинку которого достать теперь — честь для настоящих меломанов во всём мире. 

«Пина: Танец страсти в 3D» (Pina)

Германия, Франция, Великобритания, 2011. Режиссёр: Вим Вендерс.

«Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет», — говорила Пина Бауш, известная немецкая танцовщица и хореограф. Однажды попав на её спектакль «Кафе Мюллер», Вим Вендерс был очарован умением хореографа воплотить в танце саму жизнь и решил снять фильм про Бауш в 3D, предположив, что только эта популярная технология сможет передать магию движения танцоров.

Но в 2009-м, в самом начале съёмок, Бауш умерла от рака, и Вендерс стал снимать своеобразное документальное признание великой танцовщице: он не просто снимал спектакли, он просил членов труппы Пины Бауш не рассказать про своего мастера, а станцевать про него. «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали» — эти слова были девизом танцовщицы, и можно много рассказывать, как через танец Бауш умела показать уязвимость и страсть, боль и иронию… Но лучше — посмотреть.

«Свалка» (Waste Land)

Бразилия, Великобритания, 2010. Режиссёры: Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим.

В 2010 году «Свалка» стала не только номинантом на «Оскар», но и взяла «Приз зрительских симпатий» на Берлинском кинофестивале и Гран-при «Санденса» в документальной номинации. Картина рассказывает о том, как модный художник из Нью-Йорка, Вик Мунис, возвращается на родину в Бразилию, чтобы сделать из Жардим-Грамашо, самой большой свалки в мире, своеобразный арт-объект.

Мунис знакомится с фактурными катадорес — людьми, которые работают на этой свалке, сортируя отходы, — фотографирует их, а потом вместе с ними же создаёт их монументальные портреты-полотна при помощи мусора. И, конечно, выставляет всё это в галерее. «Свалка» соединяет, казалось бы, несоединимые темы — экология, «соль земли», современное искусство — в одно достойное и интересное документальное высказывание.

«Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop)

Великобритания, 2010. Режиссёр: Бэнкси.

Действительно ли этот фильм снял Бэнкси и действительно ли он, скрываясь под капюшоном толстовки, появляется в фильме? На эти вопросы ответов до сих пор нет, как и нет ответа на вопрос, кто он — самый загадочный и скандально известный британский андеграундный художник? Поэтому «Выход через сувенирную лавку» критики называют фарсом, мокьюментари (псевдодокументальное кино) или даже придумывают для него новый жанр: пранкьюментари (от «пранка» — жестокого розыгрыша).

В основе фильма лежит история поселившегося в Лос-Анжелесе француза Тьерри Гетта, который был очарован уличными граффити и снимал на свою камеру, как художники-хулиганы лазают по крышам, малюют на стенах, рисуют афиши, скрываются. Для его «коллекции» не хватало только Бэнкси, который в какой-то момент появляется (или всё-таки не появляется?) в этой документальной работе. 

А если вы каким-то чудом пропустили результаты «Оскара», смотрите список победителей и проигравших у нас.

Автор: Анна Груздева

Комментарии

аватар пользователя: kamenko
kamenko24 февраля 2015 в 09:14

«Пина» — великолепный фильм! «Выход через сувенирную лавку» — весёлый) Захотелось первые два посмотреть — про Вивиан Майер и канатоходца.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva24 февраля 2015 в 10:38

Гляньте, они правда хорошие, "Канатаходца" особенно люблю. Про Вивиан Майер, по мне, слишком американский: там больше "говорящих голов", чем комментариев к творчеству. Но сама персона Майер спасает этот фильм)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков25 февраля 2015 в 04:35

"Пина" - отличный, подтверждаю! К стыду своему не смотрел "Выход через сувенирную лавку", но в ближайшее время собираюсь это исправить.

1
  • Ответить
аватар пользователя: vk11446193
Alexey Goncharov24 февраля 2015 в 11:35

Выход через сувенирную лавку это просто с ног шибательная история !!! Остольны к сожалению не видел , думаю этим и займусь !!!

1
  • Ответить
аватар пользователя: vk11446193
Alexey Goncharov24 февраля 2015 в 13:59

Спасибо вам за статью !!! Посмотрел щас " «В поисках Сахарного Человека» и многое вновь осознал !!! К моему сожалению , я не люблю читать , но очень люблю слушать и смотреть !!! Постараюсь посмотреть все фильмы из этого списка !!!

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva25 февраля 2015 в 01:01

Приятно такое слышать, Алексей:) Рада, что этих фильмов прибавилось зрителей.

0
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina25 февраля 2015 в 00:00

Хочу «В поисках Вивиан Майер» посмотреть

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva25 февраля 2015 в 01:08

Есть сайт с её прекрасными фотографиями: http://www.vivianmaier.com/ Создатели фильма говорили про сюжет, что «это была бы великолепная история, даже если бы ее фотографии были просто неплохими». Но фотографии сильные.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш25 февраля 2015 в 02:42

ох какие-то они грустные всё-таки судя по описаниям)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков25 февраля 2015 в 04:35

не все :)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva25 февраля 2015 в 06:00

Ярослав, нет) Документальное кино вообще обычно не стремиться развлекать в привычном смысле, в нем всегда есть рефлексия и чья-то человеческая жизнь. А жизнь, как известно, не бывает только грустной или только веселой, в ней разное.

3
  • Ответить
Rambler's Top100