Особый взгляд: 6 женщин в истории фотографии

Особый взгляд: 6 женщин в истории фотографии

Первые опыты в фотографии принадлежат мужчинам, и это неслучайно: в середине XIX века для того чтобы сделать снимок, нужно было разбираться в химии, физике, таскать тяжёлые аппараты. Но по мере того, как фототехника становилась всё более совершенной, лёгкой и доступной, фотографией стало увлекаться всё больше женщин. «Аррива» решила вспомнить несколько выдающихся женщин-фотографов, которые талантливо снимали собственную семью, войну, животных, звёзд шоу-бизнеса и даже тех, от кого принято отворачивать камеру.

Доротея Ланж (Dorothea Lange)

«Возможно, камера и не способна сказать нам больше, чем способны увидеть наши глаза. Но она может показать нам, как мало мы замечаем».

Доротея Ланж — признанный мастер социальной фотографии, она стоит в одном ряду с такими известными фотографами XX века, как Льюис Хайн, Уолкер Эванс и Рассел Ли. Заниматься фотографией Ланж начала в 1914 году, она даже управляла небольшой портретной фотостудией. Но всё изменилось с началом Великой депрессии в США.

В 1930-х Ланж обратилась к социальной фотографии и стала снимать безработных, разорившихся фермеров, бездомных в очереди за бесплатной едой и других людей, которых затронул кризис. В 1936 году она сделала, пожалуй, свой самый знаменитый кадр под названием «Мать-мигрантка», на котором изображена 32-летняя Флорен Томпсон, мать семерых детей. «Видеть, замечать боль другого» — эти слова стали основой фотографической деятельности Доротеи Ланж.

Диана Арбус (Diane Arbus)

«Фотография является секретом о секрете. Чем больше она говорит тебе, тем меньше знаешь».

Диана Арбус — один из самых загадочных и влиятельных фотографов XX века. В фотографию она пришла в 1946 году, тогда они вместе с мужем Аланом Арбусом открыли в Нью-Йорке студию модной фотографии «Диана и Аллан Арбус», занимались фэшн-фотографией для Vogue и Glamour. Но вскоре рутинная работа наскучила Арбус, и она стала искать свой собственный путь в светописи.

С конца 1950-х женщина стала ходить с камерой по городским улицам в поисках интересных героев, среди которых всё чаще оказывались проститутки, нудисты, близнецы, уроды, трансвеститы или просто странные личности. Удивительным образом Арбус удавалось добиться доверия своих героев: они не стеснялись её камеры и часто делились историями своей жизни. «Фотограф уродцев» — так стали называть Арбус, но ей это не нравилось. Она говорила: «Было и есть бесконечное количество вещей на земле. Все индивидуальности разные, все хотят разного, все знают разные вещи, все выглядят различно. Всё, что было на земле, отличалось от другого. Это то, что я люблю: различия, уникальность каждого и важность жизни. Я вижу что-то, что кажется чудесным, я вижу божественность ординарных вещей…». Её необычные, сюрреалистичные фотографии, среди которых преобладают портреты, получили полноценное признание только после её смерти.

Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) 

«В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую».

Американка Энни Лейбовиц не нуждается в каком-то специальном представлении: она одна из самых знаменитых фотографов в мире и даже те, кто специально не интересуется фотографией, наверняка видели её легендарные снимки обнажённого Джонна Леннона с обнимающей его Йоко Оно, Бет Мидлер в молочной ванне или Леонардо Ди Каприо с лебедем. В мире найдётся немало фотографов, которые снимают знаменитостей, но не найдётся ни одного, кто делал бы это так особенно, как Энни Лейбовиц.

В молодости Лейбовиц работала штатным фотографом в Rolling Stone, позже — в Vogue, Vanity Fair, The New Yorker. В 1999 году вместе с писателем и критиком Сьюзен Зонтаг она выпустила книгу фотографий «Женщины», на страницах которой снимки известных женщин и простых американок стояли рядом. В 2005 году её работы были собраны в книгу «Энни Лейбовиц: Жизнь Фотографа, 1990-2005», а в 2011 вышла её книга «Паломничество». «Думаю, секрет успеха Лейбовиц, — писала журналистка Маша Гессен, — сочетание буквализма и полной прозрачности концепции с добросовестной и абсолютно искренней попыткой понять, как устроен герой фотографии. Редко когда содержательное сообщение бывает настолько понятным, как фотографии Лейбовиц. Зритель легко вставляет её фотографии в свою картину мира — пока сама Лейбовиц всю жизнь пытается из множества своих картинок сложить одну».

Салли Манн (Sally Mann)

«Память — это первичный инструмент, неисчерпаемый источник подпитки; фотографии не только открывают двери в прошлое, но позволяют заглянуть и в будущее».

Камера американского фотографа Салли Манн, которая училась литературе и искусству, всегда была направлена на то, что рядом — на собственную семью. Её серии «Близкие родственники», «Что остаётся», «Гордая плоть» и другие сделали Манн одним из признанных фотохудожников современности. Салли Манн получила награду Национального фонда поддержки искусств и Национального фонда гуманитарных наук, гранты фонда Гуггенхайма, у неё проходили выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне и многих других городах.

Серия «Близкие родственники», вышедшая в 1992 году, стала своеобразной визитной карточкой Манн, сформировала её художественный почерк. На свою крупноформатную камеру женщина снимала своих детей: двух дочерей — Джесси и Вирджинию, сына Эммета и своего мужа. Так как на многих снимках серии дети были в обнажённом виде, на Салли Манн посыпалась критика: её упрекали и в безответственном отношении к детям, и в порнографии, и в нарушении моральных устоев. Но Манн отвечала: «Мои фотографии о том, как растут мои дети в том же городе, в котором выросла я сама. Многие фотографии интимны, многие — постановочны, но большей частью на них то, что может видеть любая мать: мокрые простыни, расквашенные носы, карамельные сигареты. Дети одеваются, капризничают, кривляются, они разрисовывают себя, они глубоко ныряют и плавают в тёмной реке». 

Энни Мари Мюссельман (Annie Marie Musselman)

«Снимайте то, что вы любите, и тогда в ваших фотографиях появится красота».

«Однажды ночью у себя в Сиэтле я наткнулась на голубя, который, словно камень, лежал на тротуаре. Он был раздут и болен, и я позвонила в 911. Ночью приехал человек из Sarvey Wildlife Сare Сenter и забрал его лечить. Это было удивительно! Так что я начала там работать, просто для того, чтобы быть рядом с животными. Это было как раз после смерти мамы, мне нужно было что-то реальное под ногами», — так писала фотограф из Сиэтла Энни Мари Мюссельман о своей серии «В поисках доверия», которая и принесла ей известность. Так она стала снимать животных: раненых, больных, проблемных, живущих в заповедниках. Они стали для фотографа воплощением инстинкта, любви, интеллекта и всего живого. «Жизнь животного не ценится в нашей культуре. Места обитания животных разоряются ради сырья и таких товаров, как, например, пальмовое масло или соя. Их сажают в клетки, используют для научных исследований. Моя работа — показать невинность и красоту животных и показать, что мы теряем, удаляясь от природы». 

Энни Мари работала с The New Yorker, National Geographic Magazine, Harpers, Wired, Mother Jones, Newsweek и многими другими. Последняя её серия посвящена волкам.

Аня Нидрингаус (Anja Niedringhaus)

«Я нахожусь близко, но в большинстве случаев стараюсь быть незаметной. Я думаю, в этом и заключается трюк».

Аня Нидрингаус стала заниматься фотографией в университете в 16 лет, тогда она была фотографом-фрилансером и делала снимки для местных газет и журналов. Её первым шагом в большую фотографию оказался репортаж о падении Берлинской стены, после которого она стала штатным корреспондентом Европейского фотоагентства. Все последующие годы Нидрингаус была военным фотокорреспондентом и работала в Associated Press: снимала войну в бывшей Югославии, с 2001 года следила за событиями в Афганистане, Пакистане, с 2005 года освещала войну в Ираке и стала единственной женщиной из Associated Press, кто был удостоен Пулитцеровской премии за освещение этой войны. В тот же год Международный фонд женщин-журналистов наградил её за отвагу в журналистике.

«Аня была одним из самых талантливых фотожурналистов своего поколения. Её умение рассказывать историю с помощью камеры было лучшим отражением её открытого взгляда и подлинного сострадания к своим героям <...> Она выступала добровольцем в самых сложных заданиях и была удивительно настойчива в их осуществлении. Она действительно верила в необходимость свидетельствования», — говорил о ней Сантьяго Лион, вице-президент AP. 

Если вы любите фотографию — обязательно посмотрите нашу подборку инстаграмов, которые ведут фоторепортёры.

Автор: Анна ГруздеваФото: Фото на обложке: Салли Манн (http://sallymann.com/); http://diane-arbus-photography.com/ , http://annieleibovitz.tumblr.com/ ; http://www.anniemusselman.com/ ; http://www.anjaniedringhaus.com/

Комментарии

аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков10 марта 2015 в 03:03

Отличная подборка, спасибо! Вот же классные фотографы! Аня Нидрингаус очень крутая.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva10 марта 2015 в 06:55

Спасибо, Олег) Да, я к своему стыду узнала о ней после её смерти.

0
  • Ответить
аватар пользователя: viktor_samoilov
viktor_samoilov10 марта 2015 в 06:23

боже, какие фактурные фото! только последняя подборка не понравилась.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш10 марта 2015 в 19:32

немного странно что в списке не оказалось Ленни Рифеншталь) я только её одну и знаю из знаменитых женщин-фотографов)

0
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina11 марта 2015 в 06:38

Работы Дианы Арбус меня покорили. Особенно "Близнецы", взгляд девочек на фото неповторим.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva11 марта 2015 в 09:44

Рада, что понравилось) Арбус выдающаяся, вот сайт с работами, если заинтересовались: http://diane-arbus-photography.com/

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko13 марта 2015 в 09:51

про неё ещё есть страннейший фильм с Дауни-младшим, где он играет человека, покрытого шерстью

0
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva14 марта 2015 в 10:06

да, "Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус". Но фильм действительно странный, фотокритики его не ассоциируют с жизнью и творчеством Арбус) Просто сделали сюжет на фриках.

1
  • Ответить
Rambler's Top100