
Проверено на себе: работа официанта
О тяжёлом физическом труде, маленьких хитростях, спасающих от перенапряжения, и ужасах, которые скрывает кухня, мы поговорили с официанткой Аней из Питера.
Как докатилась
Строить карьеру официантки я не собиралась, просто так получилось, что понадобились деньги и работа, которую можно совмещать с учёбой.
Официанты всегда востребованы, поэтому я довольно быстро устроилась в ресторан в центре Питера, с идиллическим названием, приличной репутацией, свободным графиком, достойной зарплатой и, как говорили, хорошим отношением к персоналу.
Будни трудовые

Рабочий день начинается в 10 утра: делаешь уборку, проверяешь, достаточно ли сахара, перца, детских меню, приносишь приборы, хитрым образом складываешь текстиль (бесценный навык, которому тебя обучат) и всячески готовишь зал к приходу гостей.
До начала дня нужно обязательно посмотреть «стоп-лист» — дико важный документ, который висит на кухне. В него повара записывают те блюда, которые по каким-то причинам сейчас отсутствуют или они не могут их приготовить. Есть ещё один способ оповещения официантов посредством звука: «Тыквенный суп на стопе!» — кричит то и дело какая-нибудь баба Галя. Отлично действует в разгар рабочего дня, когда все как ошпаренные бегают туда-сюда и забывают про «стоп-лист».

В 11 начинают приходить гости — это время завтраков. До часу дня можно побыть эдаким фланёром, особенно если работаешь в дальнем зале, куда посетители обычно не доходят. Но лучше, конечно, не показывать, что тебе нечем заняться: можно бессмысленно протирать какие-нибудь бутыльки на сто пятидесятый раз, совершая в это время мощную внутреннюю интеллектуальную работу, над диссертацией, например.
С часу ресторан превращается в филиал ада, так как это время бизнес-ланчей. Алчущие пищи люди хотят как можно скорее поесть и бежать на работу, потом они сменяются другими, а потом другими. Помимо напряжения, обеды славятся ещё и низкими чаевыми, поэтому обеды — это полный отстой для официанта, но избежать их практически невозможно. Вечером всё становится терпимее, не считая того, что на ногах ты уже больше 7 часов, а смена длится 14.
$
750 рублей за смену (14 часов). Чаевые обычно 1 000–1 200 рублей в день, в праздники и просто удачные дни чаевые могут быть 2 000.
Коллектив

Официантами в Петербурге работает в основном лимита, студенты-заочники и те, у кого быть официантом — голубая мечта. Кроме шуток, такие люди тоже встречаются, и их достаточно много. Именно они впадают в экстаз от кормления людей и от уборки за ними грязной посуды. Все остальные с переменным успехом маскируют свое отсутствие восторга по поводу работы.
Кстати, менеджеры всячески культивируют в официантах излишнюю улыбчивость и придурковатость. Раз 10 на дню тебе скажут, что кормить людей — это здорово, и что нужно быть веселеньким и немного сумасшедшим.
Кухня

Кухня — самое интересное место в ресторане. Если работа официантов на виду, то кухня всегда покрыта мраком, и кто знает, что там на самом деле творится.
А творится там следующее: повара горячего и холодных цехов получают из зала заказы: чеки, называемые «фишками», где написано количество блюд, очередность и одновременность. Например, подача блюд из разных подразделений кухни на один стол желательна в одно и то же время, чтобы один гость не грыз салфетки и зубочистки, пока второй радостно жуёт салат. Следить за всеми этими нюансами — работа официанта.
Благодаря программе «Ревизорро» все уже много знают о том, каким мрачным местом может оказаться кухня и какие там могут подстерегать сюрпризы. Я вот всегда боялась, что злобные повара или официанты плюют в еду, но, как оказалось, сделать это невозможно, так как рядом с едой всегда достаточно много людей и все у всех на виду.

С санитарными нормами в нашем ресторане всё, казалось, было в порядке: всё чисто, всё на своих местах, продукты свежие, никаких посторонних запахов. Но это только если не брать в расчёт то, что у меня не было санитарной книжки и, видимо, не только у меня. Я, конечно, понимаю, что выглядела здоровой и свежей, как утренняя роза, но это не отменяло возможности наличия у меня пары смачных заболеваний.
Также не особо приятный момент — это когда видишь, как повар облизывает пальцы. Куда он запускает эти пальцы потом — большой вопрос.
Хитрости

Лето — самое напряжённое время для ресторана: открывается летняя терраса, и прибавляется работы. Чтобы создать небольшие паузы для отдыха, ребята делали следующее: звонили и бронировали пару столов, а потом за эти столы никто, конечно же, не приходил, так что можно было устроить себе обеденный перерыв или просто избежать совсем уж жуткой запары.
Конфликты

Конфликтов в зале за время своей работы я ни разу не наблюдала, зато конфликт официант–кухня стал уже классическим. Если в зале все милые и приветливые, то кухня не просто так скрыта от глаз: там можно услышать самую отборную ругань по поводу и без и хамские пассажи в свой адрес. Судя по слогу, работают там недавно откинувшиеся с зоны граждане.
Конфликт может случиться из-за того, что ты не забрал еду на чужой стол, забыл принести стакан для коктейля или слишком активно интересуешься мерой готовности заказа. Работников кухни может взбесить всё что угодно, и обычно на них предлагают просто не обращать внимания.
В общем, даже если всё выглядит ми-ми-ми, над дверью висит совушка, в горшках цветы, по полкам расставлены книги и журналы об искусстве — не обольщайтесь: еду вам всё равно готовят бабы в ватниках.
Фото: сериал «Кухня»
Комментарии











