Робин Райт: от «Санта-Барбары» до «Карточного домика»

Робин Райт: от «Санта-Барбары» до «Карточного домика»

На этой неделе отметила свой день рождения одна из самых стильных женщин Голливуда, американская актриса Робин Райт. Сейчас, конечно, все знают её по образу Клэр Андервуд из сериала «Карточный домик», однако если внимательно изучить фильмографию актрисы, то можно найти ещё несколько совершенно замечательных киноработ. «Аррива» решила вспомнить творческий путь Робин Райт и проследить её профессиональный рост от участия в одной из самых популярных мыльных опер в истории телевидения до зрелых, драматических ролей.

Родилась Робин Райт 8 апреля 1966 года в Техасе. Ещё во время её обучения в школе-пансионе Тафт все заметили, что у девочки формируются необычные и очень изысканные черты лица. Тогда юная Робин Райт начала подрабатывать фотомоделью, однако сразу после окончания школы решила уйти из модельного бизнеса и стать настоящей актрисой. Как это часто бывает, сначала начинающую актрису заметили на телевидении.

1984–1988: «Санта-Барбара»

Снявшись в нескольких небольших ролях, Райт в возрасте 18 лет прошла сложнейший кастинг и была утверждена на роль Келли Кэпвелл в легендарном сериале «Санта-Барбара». Следующие четыре года актриса буквально жила в образе Келли, отличающейся от остальных персонажей естественной красотой и отсутствием косметики на лице. Эта работа принесла Робин не только славу и возможность выбирать новые, более интересные проекты, но и умение работать «с одного дубля». Сама актриса так вспоминает свой первый профессиональный опыт: «На телевидении нет такого понятия, как репетиции, пробные кадры — на это просто нет времени. Поэтому, появляясь на площадке, ты должна быть уже полностью погружённой в материал, чётко знать концепцию, основную идею и уметь импровизировать перед камерой. Для кино такая актриса — это настоящий кошмар...».

За работу в этом сериале Робин трижды номинировалась на дневную премию «Эмми», но так и не стала счастливой обладательницей статуэтки.

1990: «Состояние исступления»

Несмотря на отсутствие наград, о Робин Райт заговорили продюсеры и режиссёры всего Голливуда. В те времена сериалы ещё не могли составить конкуренцию полнометражному кино, и работа на телевидении становилась лишь трамплином для талантливых актёров. Так и случилось с Робин. После роли в культовой мыльной опере актриса сыграла пару незначительных ролей и была приглашена на главную женскую роль в драму Фила Джоану «Состояние исступления».

Вторая работа молодого американского постановщика Джоану стала знаковой в судьбе нашей героини, и причин тому несколько. Во-первых, это была первая серьёзная роль в жестокой мужской драме, с обилием ругани, выстрелов и виски. Во-вторых, партнёрами молодой Райт по съёмочной площадке стали такие актёры, как Шон Пенн, Гари Олдман, Эд Харрис и Джон Туртурро. Ну, и в-третьих, Шон Пенн через несколько лет станет мужем актрисы и отцом её детей. Помимо вышеперечисленных факторов, работа в этой ленте была важна Райт из-за необычайно сложной актёрской задачи. Её героиня — единственная, кто старается соблюдать хоть какие-то человеческие законы в мире алкоголиков, наркоманов и просто бандитов. В этой картине Робин Райт доказала, что умеет находить в своих персонажах не только полярные качества, но и может найти жестокость в нежности и доброту в конфликте.

1994: «Форрест Гамп»

В 1994 году вышла одна из самых популярных американских картин за всю историю кинематографа — «Форрест Гамп». Фильм получил шесть премий «Оскар», три «Золотых глобуса» и множество других престижных наград. Главная женская партия в фильме — возлюбленная Форреста по имени Дженни — досталась Робин. Именно этот образ принёс актрисе настоящую мировую славу и признание за пределами США. За неё Райт была номинирована на «Золотой глобус», «Сатурн» и премию Гильдии киноактёров. Фильм Роберта Земекиса описывает сразу несколько эпох через призму восприятия главного героя, Форреста Гампа. Наверняка в фильме можно найти множество исторических неточностей и довольно сильное смещение акцентов, но не это самое главное. Учитывая, каким удивительным, наивным, по-своему мудрым персонажем оказался главный герой в исполнении Тома Хэнкса, все события в его восприятии кажутся скорее сказкой, нежели одним из самых тяжёлых периодов в истории современной Америки.

Робин Райт играет запутавшуюся девушку, со всей своей страстью отстаивающую ценности, которые сама до конца не понимает. В итоге Дженни умирает, так и не разобравшись, какое именно место она должна занимать в этом сумасшедшем мире.

1997: «Она прекрасна»

Через год после премьеры «Форреста Гампа» Шон Пенн делает предложение Робин. Речь идёт не только о предложении руки и сердца, но и о профессиональном сотрудничестве. Брак молодых звёзд Голливуда обсуждали все таблоиды, а вот их новый совместный проект, «Постовой на перекрёстке», широкий зритель обделил вниманием. Робин Райт сыграла там небольшую и не самую яркую роль в своей карьере, однако это была лишь тренировка перед её следующей работой.

В 1997-м состоялась премьера драмы Ника Кассаветиса «Она прекрасна», в которой главная героиня пытается сделать мучительный выбор между двумя мужчинами: своим нынешним супругом и бывшим. Партнёрами Робин по съёмочной площадке стали Шон Пенн и Джон Траволта. Тогда актриса впервые появилась на экране под именем Робин Райт Пенн. Если говорить именно об актёрской составляющей, то картина «Она прекрасна» гораздо в более выгодном свете представляет нам Робин, нежели «Санта-Барбара» или «Форрест Гамп». В этом фильме актриса выходит на такой уровень психологического погружения в своего персонажа, что зритель следит за нюансами актёрской игры затаив дыхание.

1999: «Послание в бутылке»

Сразу после успешного фильма «Она прекрасна» супруги опять совместно снялись в довольно странной комедии «Переполох». Фильм прошёл маленьким прокатом и почти не был замечен кинокритиками. Вполне вероятно, что Робин и Шон получали такое удовольствие, работая вместе, что не очень ответственно подходили к выбору проектов. В 1999 году Робин, уже без своего супруга, снялась у режиссёра Луиса Мандоки в фильме «Послание в бутылке», по мотивам одноимённого романа Николаса Спаркса. На это раз Робин досталась роль разведённой матери-одиночки, которая находит на пляже письмо в бутылке и решает разыскать отправителя.

Несложно догадаться, что письмо послал такой же одинокий, как и она сама, мужчина, и между ними начинаются романтические отношения. Несмотря на банальный сюжет и неспешную динамику повествования, фильм нужно смотреть всем, кто интересуется актёрским мастерством как таковым. Робин Райт Пенн в очередной раз доказывает старую истину о том, что талантливый актёр и поваренную книгу интересно сыграет. Её образ получился настолько настоящим и живым, что даже сложно представить, что где-то есть книга, по которой написан сценарий, и актриса просто заучила чужой текст.

2004: «Дом на краю света»

После фильма «Послание в бутылке» Робин Райт Пенн всё реже появляется в главных ролях, довольствуясь большими эпизодами или ролями второго плана. Это не был творческий кризис или падение интереса к актрисе со стороны режиссёров — просто началась спокойная семейная жизнь. Воспитание детей и умение подарить любимому мужу всё оставшееся внимание вышли на первое место на этом этапе жизни актрисы. Однако и в это время Райт сыграла несколько удачных ролей.

Например, в 2004 году вышла экранизация книги «Дом на краю света» одного из главных современных американских романистов — Майкла Каннингема. В истории о запутанных отношениях двух друзей детства, Джонатана и Бобби, Робин играет единственную женщину в их жизни. Взбалмошная, эксцентричная жительница Нью-Йорка, увлечённая бесконечной сменой цвета волос и придумыванием необычных шляп, она на самом деле мечтает о семье, ребёнке и тихом счастье. Она любит сразу двух мужчин, и симбиоз этой троицы становится волшебной историей привязанности и грустной констатацией невозможности идеальных отношений. Теперь эта роль Райт кажется отчасти пророческой для всех её будущих героинь: в поисках счастья в несовершенном мире она решает остаться сильной и одинокой, несмотря на свои чувства. 

2009: «Частная жизнь Пиппы Ли»

Эта картина запомнилась многим зрителям благодаря тому, что одну из главных ролей в ней сыграл Киану Ривз (о десятке других важных фильмах Ривза мы уже писали). Надо сказать, что актёрский состав этого независимого фильма вообще впечатляет: ещё здесь снялись Джулианна Мур, Моника Белуччи и Вайнона Райдер. Заглавную же роль играет Робин Райт. Здесь её снова преследует образ бывшей хиппи: Пиппа сбегает из дома, исследует дно жизни, находит «каменную стену» в лице пожилого мужа, всю жизнь хочет быть хорошей девочкой и доброй домохозяйкой, но никак не может успокоиться. Её бунтарская природа вырывается даже подсознательно — в приступах лунатизма.

Фильм трудно назвать шедевром драматического жанра, скорее, это всё-таки литература, аккуратно перенесённая на экран: Ребекка Миллер сама написала сценарий по собственному роману и сама же его экранизировала. Однако именно для таких историй как будто создана Робин Райт. Она органично, чутко, психологично «проживает» все перепады в судьбе своей героини. Её образ — очередное утверждение типа «никогда не поздно начать всё сначала». И здесь снова трудно не вспомнить биографию самой актрисы, чтобы понять, что она знает, о чём говорит.

Период творческого «затишья» в карьере актрисы закончился внезапно. Во время подготовки к съёмкам фильма «Харви Милк», где Шон Пенн блистательно исполнил роль политика-гея, за которую получил «Оскар», он заявил, что разводится с Робин. Сразу после развода в 2010 году Райт начала сниматься значительно больше, а в её образе стали выделяться новые краски.

2013: «Тайное влечение»

С годами образ Робин Райт формировался всё более отчётливо, и её роли становились в хорошем смысле более однообразными. Знаменитые волевые черты лица и короткая стрижка позволяли режиссёрам и зрителям видеть в актрисе сильную женщину, независимую, решительную и свободную. К тому же трудно не заметить, что Райт — одна из тех актрис, которым возраст идёт только на пользу, делая природную притягательность и харизму более яркой. Это свойство стало ещё одной «фирменной фишкой» актрисы.

Наиболее явно эта особенность раскрылась в фильме «Тайное влечение», который был неоднозначно воспринят критикой и зрителями. И неудивительно: сюжет фильма основан на сборнике писательницы Дорис Лессинг «Бабушки», а в центре истории — две старые подруги (вторую играет Наоми Уоттс), у которых есть двадцатилетние сыновья. Жаркое лето, жизнь у моря, постоянное общение сближают героев фильма настолько, что постепенно женщины влюбляются в сыновей друг друга. Они долгое время пытаются скрывать свои «неудобные» романы, но постепенно тайное становится явным, а отношения между всеми участниками любовного квадрата накаляются. Пожалуй, эта роль — самое сильное женское заявление Райт после развода с Шоном Пенном. Зрелую и шикарную героиню-любовницу она, похоже, может играть ещё сколь угодно долго.

2013: «Конгресс»

В фильме израильского режиссёра Ари Фольмана Робин Райт досталась роль-мечта: здесь она сыграла… актрису Робин Райт. Фильм снят по мотивам фантастического романа Станислава Лема «Футуристический конгресс». Картина интересна прежде всего тем, что она состоит из равноценных постановочного и анимационного планов.

По сюжету знаменитая, но уже немолодая актриса заключает контракт с киностудией на электронное сканирование своего изображения, которое теперь можно использовать для съёмок в кино без дальнейшего разрешения хозяйки образа. Ради вечной жизни в искусстве актриса, разумеется, совершает ошибку, теряя право на саму себя. Через много лет ей предстоит пуститься в непростое приключение на грани между реальностью и анимационным миром, чтобы найти и спасти своего больного сына. И, как и положено в подобной футуристической истории, виртуальный мир имеет все шансы победить не только индивидуальность, но и человеческую жизнь.

2013–2015: «Карточный домик»

Одной из самых удачных работ актрисы последнего времени остаётся популярный политический сериал «Карточный домик». Именно за него Робин Райт и получила первый в своей карьере «Золотой глобус». В очередной раз Робин показывает нам своё мастерство ювелирной, практически незаметной актёрской игры. Никаких ярких красок, моторного темперамента и отсутствие длинных эмоциональных монологов. Вместо этого — обилие деталей, филигранная работа на крупных планах и очень неспешное, но продуманное развитие всего образа на протяжении уже трёх сезонов. Если бы существовала премия в категории «Сильная женщина на экране и в жизни», Райт определённо получила бы её одной из первых.

Можно смело утверждать, что Робин Райт стала на непростой путь большой актрисы, который может привести её к вершинам, где бывали пока немногие: Марлен Дитрих, Ванесса Редгрейв, Мэрил Стрип, Катрин Денёв... Как драматическая актриса, Робин великолепна там, где нужны не спецэффекты, а подлинное внутреннее напряжение, не красивые жесты, а психологическая достоверность настоящих чувств и человеческих противоречий. Надеемся, она порадует нас ещё не одним десятком сильных ролей. Кстати, уже в этом году мы увидим Робин в фильме «Эверест», вошедшем в список самых ожидаемых фильмов 2015-го

Автор: Николай Гросицкий

Комментарии

аватар пользователя: kamenko
kamenko13 апреля 2015 в 02:31

«Карточному домику» Райт, по-моему, не за «Золотой глобус» должна быть признательна, а за то, что люди стали смотреть предыдущие фильмы с её участием — и оказалось, что там много хорошего, и она сама потрясающая. а до «Домика» кроме «Санта-Барбары» и «Форреста» никто ничего не мог вспомнить...

0
  • Ответить
аватар пользователя: mariay
mariay13 апреля 2015 в 02:42

они все равно остаются молодыми

1
  • Ответить
аватар пользователя: Oleg Burkov
Oleg Burkov13 апреля 2015 в 03:03

С годами Робин Райт только хорошеет! Суперклассная.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш13 апреля 2015 в 13:30

отличная актриса!! в каждой роли так глубоко перевоплощается, что и не узнать)

1
  • Ответить
Rambler's Top100