Жизнь через объектив: документальное кино о фотографах

Жизнь через объектив: документальное кино о фотографах

Неудивительно, что мы всё меньше задумываемся о том, как создаётся тот или иной снимок и что собой представляет работа фотожурналиста или фэшн-фотографа. Фотография сегодня — повсюду: на рекламных баннерах, в интернете, в телефоне, в музеях. Она — часть нашей реальности. «Аррива» выбрала лучшие фильмы о фотографии, которые позволяют заглянуть за кулисы этого искусства: увидеть будни выдающихся военных корреспондентов, глянцевых фотографов, концептуальных фотохудожников, подсмотреть, как гении своего дела снимают индустриальные пейзажи и портреты.

«Контрольные отпечатки» (Contacts), 1989–2004

Трудно представить фильм, который бы настолько полно и глубоко проникал в «кухню» (а заодно и голову) лучших фотографов мира. «Контрольные отпечатки» — это серия, состоящая из трёх фильмов: «Лучшие традиции фотожурналистики», «Возрождение современной фотографии» и «Концептуальная фотография». Все они объединены лейтмотивом: фотографы (среди которых Нан Голдин, Роберт Капа, Мартин Парр, Льюис Бальц, Анри Картье-Брессон и ещё десяток великих) рассматривают свои «контактные листы» — напечатанные в миниатюре кадры с фотоплёнки, среди которых они выбирают лучший.

Пока на экране мелькают десятки снимков одного и того же сюжета, закадровый голос фотографа объясняет, почему он выбрал тот или иной снимок, который впоследствии стал великим. Обращал он больше внимания на композицию, цвет, ракурс или доверял собственной интуиции, искал настроение кадра? «Контрольные отпечатки» — это более 30 разных фотографов, более 30 неповторимых, личных миров фотографии. Этот цикл будет интересен не только фотографам, но и любителям искусства, к тому же каждый мини-фильм длится всего 10–15 минут, так что погружение в фотографию точно не будет утомительным.  

«Энни Лейбовиц: жизнь, увиденная через объектив» (Annie Leibovitz. life through a lens), 2006

В этом фильме Энни Лейбовиц, икона американской портретной фотографии, призналась, что с детства видела мир, словно через объектив камеры. Её отец служил в армии, и семья часто переезжала, проводя долгие часы в машине, так что родную страну дети видели через окно автомобиля. В этом фильме рассказывается о творческой карьере американки: о первых снимках в Rolling Stone и турне с самыми известными музыкантами 1980-х (конечно, не обошлось без «проблем с наркотиками»), о поездке в Сараево и последующей журнальной работе в Vanity Fair и со звёздами Голливуда.

О Лейбовиц рассказывают все те, кто в разное время оказывался перед объективом её камеры: Вупи Голдберг, Михаил Барышников, Мик Джаггер, Патти Смит, Йоко Оно и многие другие. «Меня всегда больше интересовало то, что человек делает, а не то, кем он является. И я надеюсь, что мои работы это отражают», — в фильме спокойная, сосредоточенная на работе Энни Лейбовиц раскрывает взгляды на портретную фотографию.

«Военный фотограф» (War Photographer), 2001

Этот сильный и честный документальный фильм Кристиана Фрая о военном фотографе Джеймсе Нахтвэе — возможно, лучший фильм о том, с какими человеческими ужасами и профессиональными дилеммами сталкивается фотограф, снимающих в «горячих точках» и проблемных регионах вроде ЮАР. Легендарный военный репортёр Роберт Капа говорил: «Если твои фотографии недостаточно убедительны, значит ты был недостаточно близко». Фильм «Военный фотограф» пытается ответить на вопрос: «Насколько близко фотожурналист ради убедительных снимков должен подходить к трагедии и людям, которые её переживают?».

Похороны, опасные перестрелки, семья инвалида в Африке, задыхающиеся рабочие на каменоломне — в фильме зритель, как и Джейм Нахтвэй, видит обнажённые трагедии на расстоянии вытянутой руки. К камере фотографа была прикреплена мини-камера, которая записывала звук срабатывающего затвора и позволила создать эффект присутствия. «Для меня сила фотографии — в способности пробуждать человеческие чувства. Если война убивает человеческие качества, то фотография могла быть рождена как нечто противоположное войне. Как существенный компонент противоядия войне. Когда кто-то берёт на себя риск идти в центр военных действий, чтобы показать другим странам, что там происходит, тогда он пытается вести переговоры о мире», — говорит в фильме Нахтвэй.

«Индустриальные пейзажи» (Manufactured Landscapes), 2006

Фильм посвящён канадскому фотографу Эдварду Буртинскому, который прославился своими снимками индустриальных пейзажей. Шахты, карьеры, заводы, отходы — он снимает всё, на что мир предпочитает закрывать глаза. «Индустриальные пейзажи» сняты во время путешествия Буртинского по Китаю и Бангладешу и также содержат интервью фотографа и съёмки крупнейших заводов. Фотограф признаётся, что на него повлияли работы Анселя Адамса и Эдварда Уэстона: первый снимал девственные пейзажи, второй — пейзажи, изменённые человеком. Сам же Эдвард Буртинский — уже живой классик: его работы находятся более чем в пятидесяти музейных коллекциях, включая Музей современного искусства и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Этот фильм — не только знакомство с фантастическими пейзажами, но и разговор об экологии, которому посвящают свои проекты многие современные фотографы. «Станции перерабoтки материалов, шахтные отходы, каменоломни и нефтеперегонные заводы — все эти места находятся за пределами нашего повседневного опыта, тем не менее мы каждый день пользуемся их продуктом», — говорит Буртинский.

«Кровные узы. Фотография и жизнь Салли Манн» (What Remains: The Life and Work of Sally Mann), 1994

Американку Салли Манн, которая в 1992 году вошла в мир фотографии со сложной интимной серией «Ближайшие родственники», некоторые критики и зрители осудили за порнографию и излишнюю, как им показалось, откровенность снимков. Фильм «Кровные узы» показывает внутреннюю жизнь и мироощущение фотохудожницы, для которой нагота собственных детей и родных на снимках никогда не была чем-то неестественным, постыдным или провокационным.  Дети Салли Манн — Эммет, Джесси и Виргиния — вспоминают, как прошло их детство, которое мама постоянно снимала на камеру. Сама Салли, в свою очередь, рассказывает, что её исследование собственной семьи — это попытка изучить память и человеческую природу.

«Меня притягивают сила и уверенность, которые можно разглядеть в их взглядах; нет ничего более привлекательного, чем случайный природный дар. Они реальные люди, их жизнь полноценна и сложна. Уходящая перспектива прошлого, непредсказуемость будущего — эти сложности, созданные временем, колышутся на их лицах, как тени листвы большого дуба», — говорит Салли Манн. В фильме также рассказывается, как женщина работала над снимками природы американского Юга, проектом про собственного мужа и собаку.    

«Капа в любви и на войне» (Capa in Love and War), 2003

Ещё один фильм о знаменитом военном фотографе — Роберте Капе из Венгрии. В отличие от ленты про Джеймса Нахтвэя, этот фильм более светлый и жизнерадостный, и всё благодаря характеру Капы, который был романтиком, юмористом и вообще очень обаятельной личностью, о чём часто вспоминали его коллеги и друзья. Например, в своей книге «Скрытая перспектива» (мемуары фотографа о Второй мировой войне) он писал: «На горизонте появилась какая-то точка, которая вскоре начала подавать нам световые сигналы. Наш сигнальщик с невозмутимым лицом доложил: „Сэр, корабль военно-морских сил Великобритании Harvester спрашивает, не можем ли мы поделиться с ним пивом“».  

Фильм отражает не только характер военного фотографа, повествует о его романе с Ингрид Бергман и дружбе с немецкой фотожурналисткой Гердой Таро (вместе с которой они придумали псевдоним «Роберт Капа»), но и рассказывает о его подвигах на войне. В частности, о легендарных съёмках высадки в Нормандии. Сегодня лучшим фотожурналистам мира присваивается Золотая медаль Роберта Капы за «лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы».

«Цвет нации», 2013

Фильм тележурналиста Леонида Парфёнова рассказывает о пионере русской цветной фотографии — Сергее Михайловиче Прокудине-Горском, который был ещё и педагогом, издателем, изобретателем. В начале XX века этот фотограф много путешествовал по Российской Империи и снимал её пейзажи, храмы, виды деревушек и, конечно, людей. Съёмочная команда «Цвета нации» решила проехаться по Вологодской, Тверской и Тульской областям, побывать в Узбекистане, Санкт-Петербурге и Карелии, чтобы посмотреть, как сегодня выглядят те места, которые снимал Прокудин-Горский.

Один из коллег Парфёнова так отозвался о его новой работе: «Он [фильм] фантастически снят. Это даже не фильм-биография, как „Зворыкин“, это какая-то совершенно новая у Парфёнова стилистика. Он идёт полтора часа, совершенно неспешный, не пафосный». Редкое кино для российской тележурналистики — умное, красивое и совершенно не скучное.

Кино о загадочном фотографе Вивиан Майер, а также о хореографе Пине Бауш, Бэнксе и других интересных людях смотрите в нашем обзоре оскароносных документальных фильмов.

Автор: Анна Груздева

Комментарии

аватар пользователя: Пироженка
Пироженка7 мая 2015 в 08:10

предпочитаю фотографии живопись

1
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
Лисовский Артем8 мая 2015 в 04:23

каждому свою
каждой своего

1
  • Ответить
аватар пользователя: anglirika
anglirika8 мая 2015 в 04:57

фотография фотографии рознь! тут как-то была подборка о том, насколько творчески подходят фотографы к своему делу.

0
  • Ответить
аватар пользователя: balerina
balerina12 мая 2015 в 05:23

странное сравнение, как вышивание со стекловыдуванием сравнивать

0
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 815 мая 2015 в 03:50

и я :)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш10 мая 2015 в 17:52

Фильм Парфенова надо бы посмотреть, он вообще очень интересно всегда комментирует

2
  • Ответить
Rambler's Top100