Кадры Победы: 7 советских фотокорреспондентов на войне

Кадры Победы: 7 советских фотокорреспондентов на войне

Дочь советского военного фотографа Дмитрия Бальтерманца вспоминала, как отец «говорил, что его поколение не умело снимать войну, и отдал бы всё, чтобы не учиться этому». Наверное, многие фотографы СССР отдали бы предпочтение съёмке фабрик, заводов, радостных комсомольцев и пролетарских будней, а не событий 1941–1945 годов. Но война закинула их с камерами на фронт. В честь Дня Победы «Аррива» сделала подборку самых известных военных фотокорреспондентов СССР, которые смогли создать для своих современников и для нас фотодокументы эпохи.

Аркадий Шайхет

Фотокорреспондент Аркадий Шайхет (1898—1959) по праву считается классиком советской фотографии и основоположником школы репортажа 20–30-х годов. В 1922-м он работал ретушёром в московском фотоателье «Рембрант», где и разглядели его тягу к творчеству и посоветовали попробовать силы в репортаже. Так, с пластиночной камерой 9х12 он начал свой фотопуть в популярной «Рабочей газете». Шайхет сразу уловил, как сейчас принято говорить, тренд: снимать живые будни, «невыдуманную правду» — непостановочные портреты и сцены. Так в его работах стали появляться грузчики, кузнецы, ткачи и, конечно, комсомольцы. Уже в 1925-м он работал в легендарном «Огоньке» и снимал по всей стране: Среднюю Азию, Дальний Восток, Закавказье, Украину.

Всю войну Аркадий Шайхет был военным корреспондентом «Фронтовой иллюстрации»: снимал на передовой и даже участвовал в боях. Также его работы публиковали в «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде». Битва под Москвой, Сталинград, Курская дуга, взятие Кёнигсберга, где фотограф вместе с боевыми коллегами вывез с поля боя много раненых и получил орден Красного Знамени, — вся война прошла через него и через объектив его камеры. Он сделал много знаменитых снимков: «Во время воздушной тревоги. Станция метро Маяковская» в 1941-м, «Политрук» в 1942-м, «Переправа» в 1994-м. Война у Шайхета — тяжёлый труд, а в центре кадра — солдат. Военный архив, как пишет историк фотографии Валерий Стигнеев, — это «жизнь мастера и жизнь сотен и сотен его героев, переплавленная в образы».

Иван Шагин

Иван Шагин принадлежит к поколению советских фотографов, которые показали себя в 1930-х. В фотографию он пришёл после работы торгового служащего: снимал для «Сельхозгида», позже — для главной молодёжной газеты «Комсомольская правда». Коллеги говорили о нём: «Иван Шагин обладал изумительным даром мгновенной реакции на всё происходящее вокруг. Он всегда искал ведомый только ему одному подход к теме, чтобы принести в редакцию и положить на стол снимок, который потом поразит всех».

В 1941-м Шагин (1904–1982) стал военным корреспондентом и, как и все советские фотографы, получил задание делать снимки. Это была настоящая воинская задача, поэтому по своим идеологическим и творческим взглядам Шагин, конечно, был советским автором и «был убеждён, что снимать надо в первую очередь героизм людей, а по принятым тогда советским стандартам героизм не имел ничего общего со страданием». Поэтому многое не попало в объектив его камеры, но то, что осталось из военного архива Шагина, — ценно. В 1946 году его кадр «К Рейхстагу» признали лучшим военным кадром.

Михаил Савин

«Что больше всего в память врезалось? Не то, как под пулемётными очередями ползал, чтобы снимок сделать для газеты, как в атаку с солдатами шёл, опять же ради снимка, — всё это слилось во что-то единое, страшное, кровавое, о чём и вспоминать не хочется. И коли уж говорить, что мне дорого в военном прошлом, так это то, как мы жили на войне. Жизнь там, твоя личная жизнь, часто казалась чудом, невероятно щедрым подарком судьбы», — рассказывал Михаил Савин, один из лучших военных корреспондентов страны в годы ВОВ.

В 1935-м он ещё был токарем на военном заводе в Иркутске и лучшим стахановцем Восточно-Сибирского края (на достойную зарплату и купил камеру «ФЭД»), а уже 22 июня 1941-го снимал советских военных лётчиков в Минске, которые сбивали первые вражеские самолёты. Как отмечают историки фотографии, Савину как по-настоящему талантливому автору часто удавалось выйти за рамки шаблонной фотографии в духе советской пропаганды. В 1948-м на военной выставке были представлены его лучшие работы: «Эвакуация раненого», «Через брод», «Атака», «Бронебойщики». Савин был лириком и в творчестве, и в жизни: на войне писал стихи, музыку, играл на гитаре. А ещё Михаил Савин является одним из первых исполнителей прекрасной военной песни «Землянка».  

Евгений Халдей

Евгений Халдей — один из легендарных фотографов не только военного, но и мирного времени. Его судьба во многом была трагична: в 1916-м он, родившийся в семье еврейского музыканта, потерял мать. Во время бандитского погрома его брат и сестра успели спрятаться в ворохе одежды, маленький Женя тоже чудом остался жив с простреленным лёгким. Выходила его бабушка. Ещё в детстве он трудился в фотоателье: помогал промывать отпечатки, а однажды даже самостоятельно смастерил по книге фотокамеру из картонных коробок и линзы от бабушкиных очков. Уже 22 июня 1941-го Евгений Халдей сделал один из лучших снимков ВОВ: москвичи застыли на улицах — слушают объявление о том, что началась война.  

За время войны он стал непревзойдённым мастером фоторепортажа, каждый кадр становился историей. «Как сделал? Сердцем и душой. Всегда стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть сегодня, завтра, послезавтра», — говорил о своих работах Халдей. Наверное, поэтому очень многие его снимки, в частности каноническая фотография «Знамя Победы» (первая в слайдере) и сегодня тиражируются повсюду. Мало кто знает, но «Знамя Победы» — постановочный снимок. Перед командировкой в Берлин Халдей нашёл красную скатерть, а портной сшил из неё три флага, которые улетели с корреспондентом в Германию. Позже они были водружены над Рейхстагом: фотограф много раз фиксировал этот процесс, пока не получил «Знамя Победы», снимок-символ, который знает весь мир. Несмотря на трудности с работой после войны, Евгений Халдей продолжал снимать. Он отдал фотографии 65 лет жизни.  

Георгий Зельма

Георгий Зельма (1906–1984) — фотограф родом из Ташкента. В 1920-х он вместе с матерью-портнихой переехал в Москву, где попал в творческую среду. Другом семьи будущего фотографа был в том числе писатель Илья Эренбург. Он подарил Георгию камеру Kodak, в которой использовались стеклянные пластины 9х12 см. Один из своих портретов, сделанных юношей, Эренбург считал лучшим за свою жизнь. В 1920–1930-х годах Зельма становится корреспондентом, работает в «Известиях», «Огоньке», «Красной Звезде» и других изданиях.

В годы ВОВ Георгий Зельма был военным корреспондентом «Известий», побывал на многих фронтах, в частности, в Молдавии, Одессе, на Украине. Но особенную известность принесли ему фото Сталинграда, где он в 1942–1943-м воевал и снимал на камеру ожесточённые бои за город.

Дмитрий Бальтерманц

Историческую хронику советской России оставил нам и фотограф Дмитрий Бальтерманц, творчество которого знали и любили не только коллеги в нашей стране, но и такие видные зарубежные мэтры фотографии, как Анри Картье-Брессон, Йозеф Куделка, Роберт Дуано. Бальтерманц родился в 1912 году в Варшаве, которая в то время была ещё частью Российской Империи. С началом Первой мировой войны его семья переехала в Москву и там лишилась своего привилегированного статуса (отец был офицером царской армии), обосновалась в тесной коммуналке, а юный Дмитрий с 14 лет начал работать. Шрифтовик, печатник в типографии, киномеханик — Дмитрий Бальтерманц перепробовал много ремёсел, прежде чем остановиться на фотографии, которая стала делом его жизни.

В 1941-м он стал военным корреспондентом. Такие снимки, как «Бой», «Горе», «В промежутках» и «Победа», принесли ему мировую известность. Правда, по нелепому стечению обстоятельств в 1942-м Бальтерманц был уволен из «Известий». Фоторедактор перепутал сушившиеся в лаборатории отпечатки фотографа из Москвы и Сталинграда: подписал английские танки, которые состояли на службе у Красной Армии, немецкими. Вину свалили на фотокорреспондента и отправили его рядовым в штрафной батальон. Но, что удивительно, серьёзное ранение, которое Бальтерманц получил на фронте в 1943 году, спасло ему жизнь. Поправившись, он долгое время продолжал снимать в «Огоньке».

Макс Альперт

Советская фотография «Комбат» (первая в слайдере) — одна из самых тиражируемых в нашей стране. Как только приближается 9 мая, она появляется на рекламных баннерах, в СМИ, социальных сетях. При этом мало кто знает её автора — Макса Альперта. Этот корреспондент ещё в юности стал заниматься фотографией: учился работать с камерой в Одессе в 1914-м, трудился в «Рабочей газете» и издании «СССР на стройке». А во время ВОВ стал корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро.

Снимок «Комбат» фотограф сделал в 1942 году, и сегодня с ним связано много вопросов. Кто изображён на снимке? Как был создан снимок? Есть несколько версий, но вот что говорил о своей легендарной фотографии сам Макс Альперт в книге «Беспокойная профессия»: «Дело было так. В штабе полка мне указали батальон, впервые присланный на передовые позиции. Ему предстояло на следующий день выбить немцев с захваченной ими накануне высоты. Я отправился к окопам, в которых расположился батальон. Разыскал командира батальона, назвал ему себя. Он оказался простым, общительным человеком, служившим до войны в конторе какого-то завода. Солдаты, разговаривая вполголоса, сосредоточенно готовились к предстоящему выступлению, чистили и проверяли оружие, снаряжение, писали письма родным… Я получил согласие комбата неотлучно находиться в эти решающие минуты возле него. Как только был отдан приказ о выступлении, солдаты в полном боевом снаряжении вышли из окопа и залегли. Комбат вышел из блиндажа следом за ними. Повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой подняв револьвер, он в патриотическом порыве звал бойцов в наступление… В те считаные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съёмки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения».

О других военных и мирных фотографах снято немало хороших документальных фильмов — посмотрите. 

Автор: Анна ГруздеваФото: http://waralbum.ru/

Комментарии

аватар пользователя: kamenko
kamenko9 мая 2015 в 16:19

очень крутое фото с оленем у Халдея, никогда такого не видела.

2
  • Ответить
аватар пользователя: anglirika
anglirika12 мая 2015 в 02:06

сильные фотографии. особенно послепобедные. это не пьяные крики под салют "урапабеда"

2
  • Ответить
Rambler's Top100