«Джеки в царстве женщин»: рецензия

«Джеки в царстве женщин»: рецензия

Французская сатирическая комедия «Джеки в царстве женщин» вышла в прокат на прошлой неделе и осталась незаслуженно незамеченной. «Аррива» посмотрела картину и решила восстановить справедливость.

В Народной демократической республике Бубун много лет назад победил матриархат. Теперь республикой управляет старуха-генералесса, бубунцы поклоняются святым кобылицам, женщины в военной форме катаются на мопедах и постреливают, а мужчины носят паранджу, растят детей и подают на стол кашу, которую получает из трубопровода весь бубунский простой народ. У генералессы есть красавица-дочь (Шарлотта Генсбур), полконесса. Ей скоро предстоит возглавить республику, а сначала нужно выйти замуж — выбрать себе «наездника» из множества юношей на выданье. Стать мужем полконессы мечтает каждый молодой бубунец, но особенно Джеки (Венсан Лакост): он засыпает и просыпается с фото своей недостижимой возлюбленной. Генералесса объявляет бал, где её дочь выберет жениха, и Джеки во что бы то ни стало хочет туда попасть. Однако, будучи бедным деревенским пареньком, живущим в качестве прислуги у зловредных богатых родственников, он не имеет на это права — и пускается в авантюру.

Жёсткую социальную сатиру, облечённую в форму абсурдистской комедии, снял Риад Саттиф — один из карикатуристов печально известного французского журнала «Шарли Эбдо». Как и принято в «Шарли», Саттиф отважно высмеивает всё без оглядки. В поле его сатирического обстрела попадает тоталитарное устройство «демократических республик», религиозный фундаментализм, консервативные ценности, распределение гендерных ролей. А для наглядности режиссёр использует три беспроигрышных инструмента. Во-первых, понятный всем сюжет «Золушки» — с невозможной любовью, балом, переодеванием и даже парой противных кузенов вместо сестёр. Во-вторых, эффект перевёртыша, который делает заметными многие неочевидные вещи: мужчины в женских нарядах и женщины-«мужланы» — это одновременно комично и остро, потому что все поведенческие модели остаются узнаваемыми, но в непривычном виде особенно бросаются в глаза. А в-третьих, конечно, юмор. «Джеки в царстве женщин» — действительно очень смешное кино. 

В фильме нет никаких примет времени, все без исключения герои нелепы, а их психологии уделяется минимальное внимание. Неудивительно, что всё это похоже на сатирический комикс: карикатурист и за режиссёрским пультом прежде всего рисует картинку, сопровождая её максимально остроумными репликами. Говорят, в переводе теряется множество шуток, но, судя по тому, сколько их осталось, шутили здесь с запасом. При этом Саттиф не жалеет зрителя: на экране есть место и сценам изнасилования, и казни через повешение, и убийству голыми руками. Но всё это — как будто вскользь, как на обзорной экскурсии: посмотрите направо, посмотрите налево, идём дальше. Вы удивитесь, над чем будете смеяться во время просмотра — и это одно из самых сильных свойств «Джеки». Размусоливать, казалось бы, жуткие вещи — не в правилах «Шарли Эбдо». Зритель должен увидеть, автор — высмеять, а понимание придёт тогда, когда картинка наложится на реальность.

Перед выходом «Джеки в царстве женщин» в прокат многие писали о том, что это феминистское кино. Действительно, феминистский тренд в массовом кинематографе сегодня трудно не заметить: даже образцово бессюжетный «Безумный Макс» львиную долю своей нехитрой идеологии посвящает теме женских прав и свобод. На первый взгляд, и здесь тоже всё очевидно: давайте представим, что будет, если нарядить мужчин в паранджу и запереть дома, а женщинам раздать оружие и власть? Но назвать «Джеки в царстве женщин» феминистским было бы неправильно — он вообще не об этом, его смысл гораздо глобальнее.

Саттиф высказывается против всех социальных пороков и стереотипов разом, критикуя устройство консервативных обществ в целом. Неважно, кто становится большинством, угнетающим меньшинство, неважно, какие ограничения устанавливает власть (в Бубуне, например, запрещено есть овощи), неважно, за что людей объявляют предателями Родины или богохульниками (за неуважение к лошадям, почему бы нет?). Важно, что всего этого в принципе не должно быть. Неравноправие и диктатура — это плохо, религиозный фанатизм и сексуальное насилие — плохо. Людям нужна свобода выбора, взаимное уважение и любовь. А, ну ещё, конечно, овощи, куда без них.

Что ещё идёт в кинотеатрах сегодня — смотрите в нашем обзоре премьер прошлой недели. Новый обзор, как всегда, будет ждать вас уже завтра.

Автор: Elena Makeenko

Комментарии

аватар пользователя: balerina
balerina20 мая 2015 в 01:13

Собираю вещи, одеваю парик, беру дорожные игры и иду на этот фильм.

1
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
Лисовский Артем20 мая 2015 в 06:03

пешком?!

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 820 мая 2015 в 07:13

я с тобой, только сверну пораньше :)

1
  • Ответить
Rambler's Top100