Крыша мира: 6 фотоисторий о людях, живущих в горах

Крыша мира: 6 фотоисторий о людях, живущих в горах

Несмотря на то, что с появлением интернета мир стал глобальнее, а информация обо всём на свете — доступнее, мы зачастую до сих пор не знаем, как живут люди в разных уголках нашей планеты. Особенно — в горах, куда не добраться, не дозвониться. Хорошо, что есть фотографы, которые взбираются на тысячи километров над уровнем моря, чтобы рассказать нам о тех, кто не страдает горной болезнью, живёт скромно и много трудится.

«Гималаи» Эрика Валли 

«Снег падает большими хлопьями, и мы идём медленно. Звери всё время останавливаются, потому что дышать очень тяжело. Это невероятно крутой подъём, мы на высоте более 5000 метров над уровнем моря», — писал французский фотограф и режиссёр Эрик Валли во время своего путешествия в Гималаи. Ещё мальчиком, после того, как ему в руки попала книга о Гималаях французского исследователя Андре Миго, Эрик стал мечтать об этих горах.

Уже будучи фотографом Stern, Smithsonian, Geo и National Geographic (в 90-е все рейтинговые журналы старались сотрудничать с Валли), он посвятил большую часть своей карьеры путешествиям в труднодоступные места и рассказам о тех людях, которые живут вне цивилизации в современном её понимании. Гималаи стали в жизни Валли совершенно особенным местом. Так, он создал серию «Охотники за мёдом» — действительно редкую фотоисторию о том, как мужчины непальского племени Гурунги, отправляясь в суровые горы, добывают мёд из гигантских гнёзд гималайских пчёл. В 1999 году фотограф выступил и в качестве режиссёра: снял фильм «Гималаи», который был номинирован на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке» и взял призы от «Сезар».

«Шерпы» Аарона Хьюи

Не все знают, что шерпы — народ, живущий в Восточном Непале — ежегодно помогают тысячам альпинистов подниматься на легендарный Эверест. Они носят тяжёлые баллоны с кислородом до вершины, протягивают километры страховочных верёвок, являются наставниками, личными ассистентами, гидами-проводниками для многих спортсменов, а иногда и разносчиками завтраков по утрам — для богатых туристов. С помощью горного туризма они могут сводить концы с концами в своих небольших и не очень богатых селениях.

Серия «Шерпы» американского фотографа-документалиста Аарона Хьюи для National Geographic основана на трагической истории: в 2014 году группа альпинистов и шерпов погибла недалеко от ледопада Кхумбу, который является одним из самых опасных участков Эвереста, — на группу обрушилась лавина. Хьюи и журналист Чип Браун побывали на месте трагедии и привезли оттуда репортаж и пронзительную фотоисторию о судьбе людей, которые живут в горах, и о людях, которые приходят в горы.

Афганистан и Тибет Стива МакКарри 

Рассказывать о фотографиях без преувеличения гениального американского фотожурналиста Стива МакКарри совершенно бессмысленно: они говорят сами за себя. За свою карьеру МакКарри объехал множество стран, преодолевал всевозможные культурные и языковые границы, чтобы рассказать о жизни людей в разных точках планеты. «Если вы хотите быть фотографом, сначала уйдите из дома», — говорил Стив.

Его портрет афганской девочки, появившийся на обложке National Geographic, стал легендой в фотожурналистике: его изучали, на него равнялись, его пытались повторить. За этот снимок (ради которого, кстати, фотографу пришлось пересечь афгано-пакистанкую границу, переодевшись в местную одежду и спрятав в ней рулоны фотопленки) МакКарри получил главный приз World Press Photo, а в 1986 году он стал работать в легендарном Magnum Photos. Но из Афганистана, а также Тибета МакКарри привёз не только дюжину первоклассных портретов, но и потрясающие горные пейзажи, в которых человек и природа — это единое целое. Фотограф говорил: «В моей жизни есть насущная необходимость бродить и наблюдать, и моя камера — мой паспорт».

«Деревня Хиналик: лестница в небо» Рены Эффенди 

Рена Эффенди — фотограф-документалист из Азербайджана. Но её фотоработы (например, серии «Линия жизни», «Жидкая земля») получили признание во всём мире, а сама Рена получала награды World Press Photo, работала с такими изданиями, как Le Monde, Le Figaro, Liberation, Courrier International, Newsweek и другими.

Её серия о деревне Хиналик в Азербайджане — это история о людях, живущих далеко в горах, и об урбанизации небольшой деревни, существованию которой угрожало строительство горнолыжного курорта. В 21 веке в деревне Хиналик, находящейся на высоте 2300 метров над уровнем моря, удалось сохранить древний образ жизни. Здесь нет трубопровода и электричества, а семьи, которых не больше тысячи,  зарабатывают на жизнь тем, что разводят овец и ткут традиционные ковры из шерсти. После того как президент Азербайджана решил проложить новые дороги к деревне, ещё недавно недоступной в течение 9 месяцев в году, Рена Эффенди отправилась снимать серию про Хиналик. Ведь в этой деревне сохранилась уникальная культура, которая накапливалась и передавалась из поколение в поколение десятки лет.

«Забытые на крыше мира» Мэтью Пейли 

«Их земля — это две длинные выточенные ледниками долины, называемые «памирами», в глубине великих гор Средней Азии. Большая часть территории расположена выше 4250 метров над уровнем моря. 340 дней в году здесь холодно или очень холодно. Дуют свирепые ветры. Выращивать что-либо невозможно. Многие киргизы никогда в жизни не видели деревьев», — рассказывали фотограф Мэтью Пейли и журналист Майкл Финкел о киргизах Афганистана, к которым им удалось попасть в 2013 году.

Киргизы до сих пор ведут традиционный образ жизни: перегоняют свои стада через горы Афганистана, пасут скот, используют вместо топлива кизяк (высушенный или переработанный навоз), ежегодно спускаются «к людям», чтобы обменять шерсть и молочные продукты на всё необходимое — от чая до сотовых телефонов. Фотограф Мэтью Пэйли вообще мастер историй о людях из отдалённых уголков мира: в его портфолио есть фотоистории и о жителях Пакистана, и о жителях Сибири, и об охотниках Танзании.

«В холоде» Ксении Диодоровой 

Этот прекрасный мультимедиапроект о трудовых мигрантах из Таджикистана сделан Ксенией Диодоровой — фотографом и одним из основателей студии визуальных коммуникаций «Гонзо-дизайн». «Я помню, у нас раньше в подъезде работали таджики. Они жили в таком маленьком помещении, которое находится рядом с лифтом. Муж с сыном убирали во дворе, а жена на лестнице. Как-то я встретила её у парадной. У неё было  удивительно красивое лицо, уставшее и тяжёлое, но очень спокойное. Это ощущение красоты можно выразить как эстетику смирения. Тогда я задумала снять серию портретов трудовых мигранток. Без спецодежды, без инструмента, без расписания, без этого всего — просто как женщин. Мне хотелось показать мигрантов не такими, какими мы видим их в непрекращающемся потоке большого города. Мне хотелось показать „лицо“», — рассказывала Ксения на сайте Boomstarter, где она собрала для своей книги «В холоде» больше 350 000 рублей от самых разных людей.

Фотограф в течение долгого времени снимала таджиков у них на родине, на Памире, а также в Москве. В горах Памира Диодоровой удалось сделать не только прекрасные фотографии людей, живущих в тяжёлых, скромных условиях, но и привезти видео, на котором её герои то читают молитву, то танцуют, то разговаривают на родном языке.

Смотрите также фотопроекты, посвящённые природе и экологии, и инстаграмы знаменитых фотожурналистов. Документальное кино о фотографах и фотографии у нас тоже есть.

Автор: Анна ГруздеваФото: на превью: Эрик Валли; https://eric-valli.squarespace.com, http://stevemccurry.com/, http://www.refendi.com, http://paleyphoto.com, https://readymag.com/KseniaD/26863/4/

Комментарии

аватар пользователя: kamenko
kamenko21 мая 2015 в 17:22

Пыталась выбрать, кто самый крутой, но в каждой подборке есть пара кадров, на которых замираешь от восхищения. При этом, странно: несмотря на тему, целиком серии не так захватывают дух, как те же фотопроекты о природе, например.

0
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
Лисовский Артем22 мая 2015 в 01:26

Добавьте галерею со всеми фотографиями! хочется некоторые разглядеть поближе

0
  • Ответить
Rambler's Top100