Планета в опасности! 10 фильмов о вторжении

Планета в опасности! 10 фильмов о вторжении

Фантастические боевики и фильмы-катастрофы, рассказывающие о том, как человечество сталкивается с жуткой угрозой, — один из самых любимых жанров в Голливуде. Из фильмов этой категории мы регулярно узнаём несколько вещей: 1) Вселенная огромна и наполнена ужасными тайнами; 2) мы, люди, тоже не лыком шиты и способны противопоставить врагу свою изобретательность и удачливость; 3) ставка велика, а всему человечеству угрожает неминуемое уничтожение; 4) чтобы победить в столкновении с чуждыми силами, необходимо бросить в бой простого симпатичного персонажа или целую команду таких героев. «Аррива» выбрала десятку самых интересных картин, в которых угроза человечеству приходит из космоса или поднимается со дна океана.

«Нечто», 1982

Режиссёр: Джон Карпентер

Рассматривая тему столкновения человечества с таинственной внешней угрозой, обязательно нужно вспомнить о культовой ленте «Нечто» (The Thing), вышедшей на экраны 33 года назад. Бюджет этого фильма — всего 15 миллионов долларов, спецэффекты в нём весьма скромные, соответствующие технологиям кино начала восьмидесятых, однако «Нечто» является признанной классикой, настоящим шедевром как в жанре фантастики, так и в жанре триллера.

В 1982 году многим зрителям и критикам это смелое кино показалось излишне кровавым и натуралистичным, но у современной публики вкусы, конечно, не такие нежные.

В основу сценария «Нечто» положен рассказ «Кто идёт?» американского фантаста Джона Кэмпбелла-младшего. Главной причиной огромной славы фильма стали сильная драматургия и сюжет, в котором оказалось возможным отобразить несколько важных идей. И сегодня, много лет спустя, картина производит очень сильное впечатление.

События триллера происходят на американской антарктической станции. Полярники становятся объектом нападения загадочной инопланетной формы жизни, освобождённой из ледяной глыбы. Пришелец убивает людей и другие организмы, после чего умело копирует их тела и поведение. «Нечто» отличается тяжёлой, давящей атмосферой, картина великолепно передаёт паранойю, охватывающую участников изолированного коллектива. В отличие от большинства современных блокбастеров подобного рода, фильм завершается не хеппи-эндом, а открытым финалом. 

«День Независимости», 1996

Режиссёр: Роланд Эммерих

Один из самых масштабных и пафосных фильмов о войне против инопланетных завоевателей. Режиссёру Роланду Эммериху удалось создать блокбастер, который стал классикой боевой фантастики. Агрессивные пришельцы в фильме показаны как жестокие разрушители, абсолютное зло, которое несёт землянам угрозу скорого уничтожения. Один из слоганов фильма звучит так: «Они пришли не с миром!».

Гигантский корабль инопланетян преодолел бескрайние просторы космоса с целью захвата природных ресурсов Земли. Людей захватчики, разумеется, считают всего лишь досадной помехой.

Судьба человеческого рода висит на волоске. Против космических кораблей инопланетян, зависших над планетой, оказались бессильными боевая авиация и ядерное оружие. Крупнейшие города Земли разрушены, кажется — всё потеряно. К счастью, находится команда отважных героев, способных спасти планету. Для осуществления их плана необходимо взломать компьютерную систему, управляющую защитным полем вокруг кораблей врага. В опасную миссию отправляются пилот Стивен Хеллер (Уилл Смит) и учёный Дэвид Левинсон (Джефф Голдблюм).

Решающая битва происходит 4 июля, в День Независимости США, который отныне превращается в праздник независимости для всего человечества. Несмотря на несколько прямолинейный, предсказуемый и наивный сюжет, картина получилась сильная и вдохновляющая. И сегодня, через 19 лет после премьеры, фильм смотрится на одном дыхании. Ещё более интересно то, что сейчас ведётся работа над двумя продолжениями. Возглавляет проект снова Роланд Эммерих, а вот Уилл Смит сначала согласился сыграть главную роль в сиквелах, но потом передумал, и теперь продюсеры заняты поиском новой звезды. Согласно замыслу Эммериха, события «Дня Независимости — 2» должны происходить через 12–14 лет после истории, рассказанной в первом фильме. Другие подробности сюжета пока держат в секрете. Премьера первого продолжения «Дня Независимости» назначена на 24 июня 2016 года.

«Марс атакует!», 1996

Режиссер: Тим Бёртон

Начиная с сороковых годов прошлого века тема космических пришельцев, НЛО и прочих контактов с таинственными внешними силами стала одной из самых излюбленных в кино и на телевидении. Картины и сериалы о нападении на нашу планету агрессивных инопланетян снимали так часто, и многие из них были такого низкого качества, что вскоре этот сюжет стал объектом пародии.

Самый удачный пародийный фильм о злых пришельцах создал выдающийся режиссёр Тим Бёртон.

В 1995 году, когда Бёртон начинал работу над комедией «Марс атакует!», он уже успел завоевать авторитет в Голливуде. В портфолио режиссёра были такие работы, как «Бэтмен» (1989), «Эдвард Руки-Ножницы» и «Бэтмен возвращается».

В фильме «Марс атакует!» — сильнейший актёрский состав. Здесь в одной компании оказались Джек Николсон, Майкл Джей Фокс, Пирс Броснан, Сара Джессика Паркер, Дэнни Де Вито, Натали Портман, Гленн Клоуз и другие. Лента наполнена удачными шутками: она пародирует не только штампы массовой культуры, включая научную и ненаучную фантастику, но также успевает высмеять целый ряд общественных явлений. Почти весь юмор в фильме — чёрный и «пограничный», отдельной линией в нём представлена едкая политическая сатира.

«Люди в чёрном», 1997, 2002, 2012 годы

Режиссёр: Барри Зонненфельд

Большая франшиза, раскрывающая тему опасных пришельцев из космоса в лёгком, ироничном ключе. Киномир «Людей в чёрном» создан по мотивам популярного комикса. Основная идея франшизы в том, что на различных планетах обитают самые причудливые формы жизни, во Вселенной имеется множество разумных рас — одни миролюбивы, другие агрессивны, и все они связаны между собой.

Земля тоже является частью этого огромного мира, но человечеству на данном этапе его развития полезнее пребывать в неведении об этом факте.

Для связей с прибывающей на нашу планету общественностью создана тайная организация под названием «Люди в чёрном» (Men in Black или просто MIB). Во всех трёх фильмах агентам MIB приходится отражать опасные угрозы, исходящие от пришельцев. Каждый раз судьба всего мира висит на волоске, однако агенты сохраняют удивительное хладнокровие и умело справляются со своей задачей.

Во всех трёх фильмах режиссёром выступает Барри Зонненфельд, продюсером — Стивен Спилберг, а главные роли исполняют Уилл Смит и Томми Ли Джонс. В последней картине к дуэту присоединяется Джош Бролин, играющий Агента Кея — персонажа Ли Джонса в молодости. «Люди в чёрном» стали главным успехом в карьере Уилла Смита, актёра, лучше всех в нынешнем Голливуде объединяющего крутой экшен с развесёлой комедией. История команды в составе болтливого Агента Джея и непроницаемого Агента Кея будет продолжаться. В данный момент проект «Люди в чёрном — 4» на стадии написания сценария.

«Война миров», 2005

Режиссёр: Стивен Спилберг

Это фильм с Томом Крузом в главной роли, снятый Стивеном Спилбергом, что само по себе обеспечило ленте солидный успех в мировом прокате. Хотя вообще-то сюжетов о вторжении инопланетян на Землю множество — этот мотив один из самых распространенных в фантастическом кино. Ну а началось всё в XIX веке, говоря точнее, в 1897 году, когда британский писатель Герберт Уэллс опубликовал фантастический роман «Война миров». В книге Уэллса марсиане, чьи тела напоминают осьминогов, прилетают на Землю внутри стальной сферы, которая падает в пригороде Лондона.

В распоряжении марсиан — военная техника, намного превосходящая всё то, что могут противопоставить ей земляне.

Сопротивление быстро подавлено, оставшиеся в живых лондонцы прячутся в подвалах... А через 21 день вторжение заканчивается: все марсиане гибнут, поскольку не имеют иммунитета к земным микроорганизмам.

Работая над фильмом «Война миров», Стивен Спилберг постарался максимально точно следовать тексту романа Уэллса. Режиссёр изменил только место и время событий, убрал некоторые сцены и расширил семейные мотивы. Вместо Лондона конца XIX века инопланетяне высаживаются в штате Нью-Джерси в наши дни. Также, в отличие от книги, в которой врагом землян были жители Марса, происхождение агрессивных инопланетян в фильме остается неясным. Ленту Спилберга можно считать весьма точной экранизацией классики фантастической литературы. Как и в книге, земляне, а точнее, жители США оказались беззащитны против агрессии высокоразвитых пришельцев, и спасением для человечества стали бактерии.

«Морской бой», 2012

Режиссёр: Питер Берг

Как и в «Дне Независимости», в «Морском бое» всё начинается с того, что на Землю прилетают инопланетяне и сразу же начинают вести себя недружелюбно. Технические возможности инопланетян впечатляют, но в данном случае преимущество их военной технологии не столь бросается в глаза. 

Переговоры между двумя разумными расами оказываются невозможны, поскольку пришельцы, получившие название «регенты», деловито готовят масштабное вторжение, не желая вступать в диалог.

Внешне пришельцы в своих блестящих боевых скафандрах очень напоминают инопланетян из фильма «Хищник». На Землю прибыли четыре космических корабля, они располагаются посреди Тихого океана, где сталкиваются с военными флотами США и Японии. Военным морякам предстоит дать бой, что они и делают.

Создатели этого крутого фантастического боевика старались следовать идеям, показавшим свою эффективность в «Дне Независимости», но если лента Роланда Эммериха стала весьма успешной, то о «Морском бое» этого сказать никак нельзя. При бюджете более 200 миллионов долларов картина заработала в прокате всего 300. По общему мнению, «Морской бой» получился несколько затянутым, игра актёров не всегда была удачной, а режиссура — недостаточно вдохновенной. В том, что лента не стала ярким событием и едва окупилась в прокате, многие обвиняли Тейлора Китча. Надо признать, что Тейлору не удалось по-настоящему вжиться в роль храброго военного моряка. Однако некоторые сцены в фильме очень хороши. Прежде всего это касается боевых эпизодов со спецэффектами во второй части картины. Поэтому, если вы решите смотреть «Морской бой», постарайтесь досмотреть его до конца. Это прекрасное кино для мальчиков, которым нравится, когда всё эффектно взрывается и кувыркается.

«Прометей», 2012

Режиссёр: Ридли Скотт

В этом фильме столкновение людей с таинственной угрозой происходит вдали от Земли, на спутнике планеты, обращающейся вокруг звезды системы Дзета Сетки. События «Прометея» выстраиваются в единую картину с лентами о мире «Чужих», выходившими на экраны в 1979, 1986, 1992 и 1997 годах. Помимо людей, в этой вселенной существуют другие разумные расы. С представителями одной из таких рас, условно называемыми «Космические жокеи» или «Создатели», дважды случайно встречаются космонавты.

Земляне исследуют погибший корабль Создателей в фильме «Чужой» 1979 года, а в «Прометее» показан другой контакт, хотя хронологически он происходит раньше.

Само собой, каждая из этих встреч несёт серьёзную угрозу для всего человечества. В распоряжении Создателей имеется страшное биологическое оружие — гигантские насекомые, созданные специально для того, чтобы убивать людей или любых других гуманоидов и использовать их тела для размножения. Как показано в «Прометее», в арсенале Создателей есть и другие виды мощного биологического оружия, в частности, жидкость, вызывающая мутации генов любых организмов.

«Прометей» — это классический триллер на выбывание. Из всей команды звездолёта, прибывшего с исследовательской целью на отдалённую пустынную планету, в живых останутся немногие. Работа над сиквелом «Прометея» уже идёт. Нуми Рапас (играющая археолога Элизабет Шоу) и Майкл Фассбендер (изрядно потрёпанный андроид Дэвид) готовы приступить к съёмкам, у Скотта имеется на руках готовый сценарий, однако производство «Прометея-2» откладывается по неизвестным причинам.

«Обливион», 2013

Режиссёр: Джозеф Косински

«Обливион» означает «Забвение», а ещё так называется один из самых мрачных фильмов о вторжении инопланетян. Эта лента является сочетанием фантастического экшена, постапокалиптической драмы и триллера в стиле кибер-панк. В итоге получилось нечто весьма суровое и запутанное. Цель коммерческого кино — создавать миры, в которые зрителям хотелось бы перенестись. Пусть события будут сколь угодно страшными, но в конце обязательна решительная победа сил добра: в мир возвращается гармония, все танцуют и поют.

В случае «Обливиона» планета Земля, превращённая в радиоактивную безводную пустыню с висящей в ночном небе расколотой луной, была показана как слишком неуютное, жуткое место.

Кроме того, хеппи-энд получился недостаточно основательным, а некоторые линии сюжета не получили ясного разрешения. К этому надо добавить слабую динамику повествования. В главной роли снялся Том Круз, но и участие такой суперзвезды не слишком помогло картине в прокате. Фильм принёс сравнительно скромную прибыль, а отзывы большей части зрителей были сдержанными. Иными словами, мир, созданный Джозефом Косински и его командой, показался публике недостаточно привлекательным.

Косински заявлял в прессе, что готов продолжать снимать фильмы о мире «Обливиона», но руководство студии Universal на данный момент ничего похожего не планирует. Судя по всему, современный массовый зритель не готов к таким сложным сюжетам: фантастический бойцовский экшен и киберпанковая драма хороши по отдельности, а вот смешивать эти направления — рискованно. Из удач в «Обливионе» надо отметить великолепные декорации: Джозеф Косински — признанный мастер футуристического дизайна, он не раз доказывал это в других работах.

«Тихоокеанский рубеж», 2013

Режиссёр: Гильермо дель Торо

Работая над сценарием этого насыщенного экшеном фантастического боевика, режиссёр Гильермо дель Торо серьёзно изучил и творчески осмыслил мифологию нескольких миров аниме, в которых люди борются с огромными океанскими чудовищами при помощи таких же огромных роботов. Врагом человечества на этот раз выступают гигантские монстры кайдзю, которые попадают на Землю через межпланетный портал, открывшийся в глубине океана. Кайдзю живут в море и периодически вылезают на сушу, разрушая крупные прибрежные города и уничтожая людей.

Для борьбы против монстров все государства мира объединяют свои усилия и разрабатывают специальную технику — боевых роботов под названием «джегеры».

С их помощью людям удаётся сдерживать напор кайдзю в течение нескольких лет, но затем выясняется, что чудовищ на Землю посылает некая раса разумных инопланетян, в намерение которых входит большое вторжение, в результате которого всё человечество будет наверняка уничтожено. У людей остался последний шанс разрушить портал, и для осуществления этой опасной миссии выбран экипаж видавшего виды джегера «Бродяга» в составе Райли Беккета (Чарли Ханнем, звезда сериала «Сыны Анархии») и Мако (японская актриса Ринко Кикути).

В «Тихоокеанском рубеже» Гильермо дель Торо удалось соединить несколько планов, включив в происходящее на экране и романтическую линию, и множество ироничных моментов, благодаря чему фильм интересен публике самых разных возрастов. Отдельно надо упомянуть об огромном разнообразии кайдзю, показанных в фильме. Известно, что сейчас Гильермо дель Торо работает над сценарием сиквела «Тихоокеанского рубежа».

«Годзилла», 2014

Режиссёр: Гарет Эдвардс

Вплотную к «Тихоокеанскому рубежу» примыкает последняя по времени история Годзиллы. Фильмы о гигантском ящере Годзилле, выходящем из океана, в Японии начали снимать более 60 лет назад. С тех пор было выпущено почти три десятка полнометражных картин, не считая мультфильмов, сериалов и комиксов. Годзилла просыпается снова и снова, выходит на сушу, сражается с другими эффектными монстрами, попутно разрушая какой-нибудь город с небоскрёбами, после чего возвращается в глубины моря. Не отклоняется от канона и последний голливудский фильм «Годзилла».

Как и во многих японских лентах, люди в картине Гарета Эдвардса являются, по сути, лишь сторонними наблюдателями битвы между Годзиллой и летающим чудовищем кайдзю.

Пробуждение летающего кайдзю несёт угрозу человечеству: этот монстр проснулся после миллионов лет спячки и теперь готов размножаться — как следствие, людям на планете просто не останется места. Бомбы и ракеты чудовищу не страшны, а ядерная энергия для него является питанием. Шансом для людей становится то, что одновременно с кайдзю просыпается и выходит из океана жуткого вида ящер высотой в 100 метров, дышащий плазмой. Годзилла и кайдзю — естественные враги, поэтому они сражаются не на жизнь, а на смерть.

Для этого кинематографического мира важны экологические мотивы. Согласно сюжетам большинства фильмов о Годзилле, причиной пробуждения гигантских монстров, живших на Земле миллионы лет назад, является радиация, а точнее — испытания ядерного оружия. Образы гигантских монстров в фильмах о Годзилле, конечно же, олицетворяют могучие силы природы, а главный месседж этих картин — необходимость большего уважения к планете, на которой мы живем. Фильм «Годзилла» 2014 года был успешен в прокате: нужно отметить не только отличные спецэффекты, хорошую, динамичную режиссуру, но и удачную актёрскую игру. В картине снимались Брайан Крэнстон («Во все тяжкие»), Аарон Тейлор-Джонсон («Пипец», «Мстители: Эра Альтрона»), Лиз Ольсен, Кэн Ватанабэ и другие отличные актёры.  

Чудовища из небесных и морских глубин — это, конечно, не единственная опасность, подстерегающая человечество на каждом шагу. На всякий случай ознакомьтесь с нашей инструкцией по выживанию во время зомби-аопкалипсиса (на примере нескольких соответствующих сериалов), узнайте, как решают проблемы с восставшими динозаврами в «Мире Юрского периода» или искусственным интеллектом в «Мстители: Эра Альтрона», и почему полезно посмотреть сериал Гильермо дель Торо «Штамм». А ещё у нас есть список самых «убийственных» актёров Голливуда — в фильмах-катастрофах их героям тоже не везёт.

Автор: Ярослав Надиш

Комментарии

аватар пользователя: viktor_samoilov
viktor_samoilov15 июня 2015 в 03:51

интересный мотив инопланетян заполучить землю. мне понравилась цель в "восхождение юпитер", где земля была как ферма и людей использовали в качестве биологического материала.

3
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 815 июня 2015 в 04:01

да, кстати, интересно))
а ещё недавно был мульт «Дом», так там они вообще хотели выселить людей, потому что самим жить негде :)

3
  • Ответить
аватар пользователя: Корчагин Павел
Павел Корчагин21 июня 2015 в 05:48

где "Грань Будущего" ? более достойный нежели некоторые из указанных фильмов.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Артём Яровиков
Артём Яровиков16 января в 15:57

Самый достойный "Прометей" - в свете продолжения боевой фантастики с элементами научной фантастики. остальное - или юмор, или не понятные марсиане (далее, за орбиту Юпитера, мозг сценариста не может мыслить). Весь фантастический космос Голливуда ограничен звездой Солнцем и нашими планетами. А мне ещё запомнился "Пандорум" с дальней перевозкой колонистов. Ну там не было инопланетян...

0
  • Ответить
Rambler's Top100