Герой боевиков: 10 фильмов с Джейсоном Стэйтемом

Герой боевиков: 10 фильмов с Джейсоном Стэйтемом

На следующей неделе в широкий прокат выходит «Шальная карта» с Джейсоном Стэйтемом, которого любят в России больше, чем в любой другой стране. «Аррива» вспоминает биографию актёра и его лучшие фильмы.

Джейсон Стэйтем с детства серьёзно занимался спортом, затем сделал успешную карьеру модели, с юности зарабатывал деньги в сфере прямых продаж. В студиях актёрского мастерства Джейсон не обучался и каких-либо талантов в области лицедейства долгое время не обнаруживал. В кино попал почти случайно, в 1997 году: судьбоносной для него стала встреча с другим британцем — клипмейкером Гаем Ричи, который как раз собирался снимать свой первый полнометражный фильм. Этот опыт оказался удачным, Гай Ричи сразу стал знаменитостью и пригласил Стэйтема сыграть в следующей картине. Недолго пришлось ждать и приглашения в Голливуд — сначала на роли второго плана, а потом на главные. Над Джейсоном любят подшучивать кинокритики: британец участвовал в нескольких десятках фильмов, но почти везде «играл самого себя». И хотя образы, воплощённые Стэйтемом на экране, действительно не отличаются большим разнообразием, нельзя не отметить его харизму и профессионализм, о чём говорят все режиссёры, которым довелось снимать Джейсона в своих картинах.

«Карты, деньги, два ствола» (1998)

Режиссёр — Гай Ричи

Первый полнометражный фильм Гая Ричи, в котором британский режиссёр и сценарист продемонстрировал главные особенности своего художественного метода. Картина заслуженно стала культовой, хотя и не заработала много денег в прокате — финансовый успех ожидал следующие работы Ричи. Первоначально ленту критиковали: некоторым показалось, что «Карты, деньги, два ствола» являются подражанием Тарантино, но после выхода других фильмов стало ясно, что Ричи — серьёзный мастер со своей особой системой ценностей и ярко выраженным оригинальным киноязыком. Британец создаёт картины с глубоким подтекстом, его кадры плавно перетекают один в другой, а всё действие подчинено гипнотизирующему ритму. В центре этого завораживающего мира не сюжет (хотя он всегда замысловато закручен) и не характеры героев (всегда яркие и интересные), а настроение, произрастающее из мимолётной фразы. Здесь имеют значение жесты, игра символов, каскады метафор. Повествование в фильмах Гая Ричи снова и снова как бы натыкается на некие препятствия, и герои на экране, а также зрители в зале получают в своё распоряжение паузу. Она длится не долго и не коротко, а как раз столько, сколько необходимо, чтобы успеть прочувствовать атмосферу и уловить спрятанный в кадре месседж. Фильмы Гая Ричи не просто можно пересматривать по многу раз — делать это необходимо.

Многие режиссёры пытаются подражать британцу, но успешных примеров очень мало. К славе режиссёра, настолько гениального, что ему удалось поставить производство культовых картин на поток, вроде бы сложно что-то добавить. Но есть ещё кое-что. Гай Ричи открыл нескольких по-настоящему ярких актёров, и один из них — Джейсон Стэйтем. В «Карты, деньги, два ствола» Стэйтем сыграл первую роль в кино, в возрасте 31 года, и открыл свой фирменный образ, который впоследствии будет «кормить» актёра многие годы.

«Большой куш» (2000)

Режиссёр — Гай Ричи

Второй полнометражный фильм Гая Ричи, во многом похожий на «Карты, деньги, два ствола». «Большой куш» можно считать своего рода продолжением дебютной работы, хотя все герои новые. Сюжет снова представляет собой вялотекущую и запутанную криминальную историю со множеством смешных ситуаций. В картине много иронии, а атмосфера — лёгкая и непринуждённая; несколько жестких эпизодов помещены внутрь этого медленно раскачивающегося и свингующего повествования как бы с целью не дать зрителям заснуть.

Если в первом фильме Гая Ричи самым знаменитым участником актёрского состава был Стинг, появившийся в качестве приглашённой звезды, то в «Большом куше» поучаствовал Брэд Питт, настоящая звезда первой величины из Голливуда, он сыграл главную роль. Джейсон Стэйтем исполнил роль полукриминального бизнесмена по кличке Турецкий. Он на пару с партнёром Томми (Стив Грэм) занимается подготовкой бойцов для подпольных боксёрских матчей. Однажды Томми и Турецкий находят в цыганском таборе действительного крутого боксёра-непрофессионала Микки (Питт), однако новичок не собирается играть по правилам закулисного спорта и выполнять требования своих хозяев. Как рассказал Гай Ричи после окончания работы над «Большим кушем», первоначально роль Стэйтема имела меньшую ценность для сюжета. Однако актёр настолько ярко сыграл свои сцены, что в итоге Ричи принял решение перемонтировать фильм, а герой Джейсона получил намного больше экранного времени и стал рассказчиком за кадром.

«Противостояние» (2001)

Режиссёр — Джеймс Вонг

После успеха первых двух лент Джейсон Стэйтем отправился в Голливуд, где начал сниматься в малобюджетных боевиках, исполняя роли второго плана. Два первых американских фильма с участием Джеймса оказались неудачными, но затем британец получил роль в фантастическом боевике «Противостояние», и на сей раз картину ждал успех в прокате. «Противостояние» имеет весьма замысловатый сюжет: герои этой истории мечутся между измерениями мультивселенной. Это суровый мир, в котором буквально в любой момент ниоткуда может выскочить агрессивно настроенный мастер боевых искусств и начать размахивать кулаками. Фильм можно посоветовать любителям жанра киберпанк, а также фанатам восточных единоборств и прочей экзотики такого рода. В главной роли здесь — Джет Ли, и он показывает многое из того, что умеет.

В «Противостоянии» Джейсон Стэйтем снова выступил в своём привычном амплуа. Помимо образов хладнокровных, немногословных криминальных типов, у Стэйтема отлично получается играть таких же хладнокровных, сдержанных бойцов спецназа и офицеров спецслужб. Когда на экране Стэйтем спускает курок, мы не слишком пугаемся и не особенно грустим. Ведь, во-первых, герой Стэйтема всегда всё делает по правилам, а во-вторых, у него такие умные и полные сочувствия глаза...

«Перевозчик» (2002)

Франция, режиссёр — Луи Леттерье

Быть может, первая главная роль Стэйтема в полном смысле слова. В фильмах Гая Ричи он тоже играл главные роли, однако там было несколько основных персонажей, и определить, кто из них главнее, бывало непросто. Картина «Перевозчик» — это по-французски лёгкая, красивая и изысканная криминальная драма. Действие происходит на юге Франции и в других местах Европы с удивительной природой и архитектурой. Повсюду в кадре — очаровательные молодые женщины и красивые машины. Стэйтем играет бывшего офицера спецназа по имени Фрэнк Мартин, который после выхода на пенсию организовал что-то вроде нелегального транспортного агентства. Всё во внешности Фрэнка буквально дышит профессионализмом. Выполняя заказы по перевозке грузов, Мартин превращается в настоящую машину: он всегда спокоен, изобретателен, эффективен. В его кодексе — три нерушимых правила: 1) условия сделки не подлежат пересмотру, 2) никаких имён, 3) груз полностью неприкосновенен. И вот в ходе очередной своей поездки Фрэнк будет вынужден нарушить сначала одно правило, а затем и два других.

Важной частью этого мира являются спортивные автомобили. Так, по ходу развития событий «Перевозчика» мы узнаем многое о возможностях BMW 735Li, на которой Фрэнк Мартин уходит от погонь и демонстрирует другие чудеса вождения. Машина показана весьма эффектно — очевидно, что концерн BMW участвовал в финансировании проекта. В 2005 году на экраны вышло продолжение. На сей раз Фрэнк Мартин демонстрировал чудеса вождения за рулём Audi A8 и Lamborghini. В третьей части, вышедшей в 2008 году, Фрэнк ездит на Audi, а его оппоненты, плохие парни — на Mercedes. Все три фильма франшизы были успешны в прокате, и продюсеры были готовы снимать четвёртую часть, однако роль Перевозчика для Стэйтема перестала быть интересной, и звезду франшизы было решено заменить на другого британца — Эда Скрейна.

«Револьвер» (2005)

Режиссёр — Гай Ричи

Очередной совместный фильм Гая Ричи и Джейсона Стэйтема. На сей раз Джейсону досталась не одна из главных ролей, как в «Картах» и «Большом куше», а самая главная. «Револьвер» — пожалуй, самая сложная, глубокая и многослойная картина в фильмографии Гая Ричи. Лента основана на нескольких философских и метафизических мотивах. Кроме того, в «Револьвере» режиссёр пустился в смелые эксперименты с киноязыком, использовал ряд оригинальных приёмов. В итоге фильм получился интеллектуальным и несколько гротескным. В других картинах гайричиевского «бандитского» цикла присутствует комедийное настроение, много шуток и нелепых ситуаций. В отличие от них, в «Револьвере» атмосфера — тяжёлая, драматичная, а ирония хотя тоже имеется, но её куда меньше. Обилие высокоумных рассуждений и многозначительной символики в придачу к традиционному для Ричи запутанному сюжету стали причиной того, что эту его работу многие не поняли. «Револьвер» активно критиковали как претенциозную и не совсем уместную попытку «скрестить Тарантино и Тарковского». Вдобавок ко всему картина провалилась в прокате. При бюджете 45 миллионов долларов «Револьвер» заработал менее 7.

Всё вышеизложенное, конечно же, не помешало фильму приобрести культовый статус. Правда, как утверждают наиболее злоязыкие критики, лента является серьёзной неудачей Гая Ричи, а большинство фанатов, готовых шумно восхищаться «Револьвером», делают это только по причине личного снобизма. В любом случае посмотреть это кино стоит. После окончания работы над «Револьвером» пути Гая Ричи и Джейсона Стэйтема разошлись. И актёр, и режиссёр больше не экспериментируют с жанром артхаусной притчи: они оба вернулись в мир здорового коммерческого кино.

«Адреналин» и «Адреналин-2» (2006, 2009)

Режиссёры: Брайан Тейлор и Марк Невелдайн

И оригинальный фильм, и его продолжение выдержаны в жанре трешевого боевика. Эти ленты не стали большими кинособытиями, заработав в прокате лишь немногим больше, чем было потрачено на их производство. Они получили противоречивые отзывы зрителей и критики. По мнению одних, «Адреналины» вышли мощными, живыми, вдохновляющими. Другие считают, что сценаристам и режиссёрам не хватило профессионализма, юмор оказался несмешным, повороты сюжета — неубедительными, герои — несколько поверхностными, а трюки — недостаточно крутыми.

Впрочем, даже критически настроенные обозреватели признают, что у Тейлора и Невелдайна получилось кино, полностью соответствующее названию. Видя на афише слово «Адреналин», зритель ожидает плотного, сурового действа. Именно это он и получает на сеансе. Иными словами, всем любителям крепких и безбашенных боевиков можно посоветовать посмотреть это яркое кино. Кроме того, нужно отметить интересные идеи, лежащие в основе сюжетов обеих картин, и уверенную игру Джейсона Стэйтема. До начала съёмок в «Адреналине» Джейсон успел утвердиться в статусе звёздного актёра, которому по плечу в одиночку вытянуть сложный проект. В ходе работы над ролью наёмного убийцы Чева Челиоса актёр расширял свой профессиональный арсенал, и его игра становилась более разнообразной.

«Неудержимые»-1, 2, 3 (2010, 2012, 2014)

Режиссёры: Сильвестр Сталлоне, Саймон Уэст и Патрик Хьюз

Франшиза «Неудержимые» была задумана Слаем Сталлоне с целью вернуть на экраны буйный дух боевиков 80-х и 90-х годов, возродить силами почтенных ветеранов это немного наивное и простоватое, но очень искреннее кино. И план удался на славу: все три фильма были тепло приняты публикой и получили положительные отзывы критиков. Что неудивительно, ведь одно только перечисление имён звучит подобно музыке: Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Микки Рурк, Дольф Лундгрен, Брюс Уиллис, Джет Ли, Терри Крюс, Жан-Клод Ван Дамм, Уэсли Снайпс, Мэл Гибсон, Антонио Бандерас и другие.

Казалось бы, Стэйтем рискует затеряться в этой компании суровых мужчин с рельефной мускулатурой. Но Джейсон справился с задачей достойно, был вполне убедителен, участвуя в опасных операциях элитных спецназовцев, а значит прошёл крещение отрядом «Неудержимых». И теперь уже никто не сможет сказать, что Джейсон Стэйтем недостаточно крут. В каждом из трёх фильмов франшизы герои боевиков демонстрируют свои умения. Причём нельзя сказать, что зрелище получилось излишне пафосным — порой в кадр попадают и ироничные моменты. Джейсон играет самого молодого члена отряда, Ли Кристмаса: он здорово дерётся, виртуозно владеет ножами и другим оружием. Посмотреть «Неудержимых» стоит не только тем, кто чувствует уколы ностальгии по временам прокуренных видеосалонов, но и вообще всем.

«Форсаж»-6, 7 (2013, 2015)

Режиссёры: Джастин Лин и Джеймс Ван

Пока Джейсон Стэйтем снимался в трёх частях французской дорожно-криминальной драмы «Перевозчик», в США развивалась и постепенно набирала обороты другая мощная гоночная франшиза — «Форсаж». И вот продюсеры «Форсажа-6» предложили Стэйтему роль преступника и главного злодея Декарда Шоу. Джейсон согласился и запросто присоединился к миру сумасшедших гонок и опасного криминала — благо опыт по этой части у актёра был накоплен солидный. Сначала Стэйтем появился в последних кадрах шестого «Форсажа»: его герой показал свою злобную сущность, отомстив за смерть брата Оуэна. В седьмой части Джейсон на протяжении всего фильма противостоит команде хороших парней, совершая кучу преступлений, но, согласно канонам боевиков для подростков, у злодеев остаётся мало шансов на победу. Судя по последним кадрам «Форсажа-7», Декард Шоу не смирился и вновь замышляет месть.

Производство «Форсажа-8» уже стартовало, и Стэйтем участвует в проекте. Джейсону много раз доводилось играть преступников, однако именно в «Форсажах» его герой является по-настоящему плохим — практически воплощением злобы, мстительности и жажды разрушения. Успех у «Форсажа-7» был сногсшибательным. Картина вышла на экраны в 2015 году и заработала в прокате более 1,5 миллиарда долларов. Быть может, Джейсону Стэйтему стоит переквалифицироваться в амплуа гада, если у него так хорошо получается?

«Профессионал» (2011)

Режиссёр — Гэри Маккендри

К концу нулевых Джейсон Стэйтем освоился в амплуа героев криминальных, шпионских и прочих экшенов. Более того, выяснилось, что у британца в этом деле сегодня не так уж много конкурентов. Здесь очень пригодилось трудолюбие Джейсона — его снова и снова приглашали сниматься в фильмах с трюками, драками, стрельбой и погонями. Обычно на афише такой картины красовался сам Стэйтем с напряжённым взглядом и пистолетом (или карабином, винтовкой, автоматом...) в руках. Об одной из лент этого периода стоит рассказать отдельно.

Действие шпионского боевика «Профессионал» перенесено в 1980 год, и, если верить титрам, в основу сюжета были положены реальные события. С максимальной тщательностью воссозданы все приметы времени, а также все приёмы кинематографистов, снимавших тогда фильмы о закулисных разборках спецназовцев. Помимо Стэйтема в проекте отметились Роберт Де Ниро и Клайв Оуэн, и оба очень хороши. Несмотря на солидный актёрский состав и профессиональную режиссуру, лента была сдержано принята публикой. Между тем «Профессионал» — весьма толковое кино, пусть и опоздавшее где-то на 30 лет.

«Шпион» (2015)

Режиссёр — Пол Фиг

В этом фильме Джейсон Стэйтем смело расширяет границы своего амплуа. Оказывается, актёр хорош и в жанре развесёлой комедии. На протяжении всего фильма Рик Форд, герой Стэйтема, появляясь то тут, то там по мере развития сюжета, пытается отстоять статус суперагента ЦРУ. И каждый раз дело заканчивается конфузом. Разумеется, главный комический посыл в исполнении Джейсона основан на эффекте контраста. Буквально все привыкли к суровым, хладнокровным, непроницаемым, уверенным в себе профессионалам — актёр сыграл десятки таких персонажей. И вот яркая и вдохновенная пародия. В этом деле Стэйтему помогали выдающиеся мастера комедии: актриса Мелисса Маккарти и режиссёр Пол Фиг.

Не будем забывать, что Джейсон — британец, а тонкая самоирония у обитателей Альбиона в крови. Фильм получился просто замечательный: динамичный, смешной, лёгкий, в нём много отсылок к шпионским боевикам, удачно обыгрываются разнообразные штампы этого жанра. Публика приняла «Шпиона» на ура, комедия заработала в прокате более 200 миллионов долларов, а это значит, что руководство студии 20th Century Fox может принять решение о производстве продолжения. Было бы отлично снова увидеть Джейсона Стэйтема в роли агента, попадающего в смешные ситуации. А там, чем чёрт не шутит, может, Джейсон как-нибудь попробует себя в романтической комедии: не стоит недооценивать эффект контраста, в кино этот приём — один из самых сильных.

Автор: Ярослав Надиш

Комментарии

аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 829 июля 2015 в 08:14

Ну вот... Почему никто не пишет ничего?
Неужели Стэйтем не нравится никому?

1
  • Ответить
аватар пользователя: July Fox
Yulia Diniulova30 июля 2015 в 03:18

Он настолько крут, что у всех просто дар речи пропал, руки онемели)))))

2
  • Ответить
Rambler's Top100