Ярко и Дарко: 10 фильмов с Джейком Джилленхолом

Ярко и Дарко: 10 фильмов с Джейком Джилленхолом

На экраны наконец-то выходит «Стрингер», который мелькнул в списке «Оскара» и благодаря этому мгновенно стал жертвой пиратов. Посмотрели вы уже это кино или честно ждали его в афишах кинотеатров — не так уж важно. Потому что больше всего эта премьера радует нас честной возможностью поговорить о Джейке Джилленхоле.

Джейк Джилленхол — потомственный кинематографист. Он родился и вырос в Лос-Анджелесе, а большинство членов его семьи были заняты в киноиндустрии. Отец Джейка — режиссёр на телевидении, мать — сценарист. Неудивительно, что Джейк попал на съёмочную площадку ещё в детстве. Его дебют состоялся в 1991 году: в 11-летнем возрасте Джейк снялся в небольшой роли в комедии «Городские пижоны».

«Городские пижоны», 1991

Режиссёр — Рон Андервуд

Лёгкая и смешная комедия с Билли Кристалом в главной роли. В основе сюжета «Городских пижонов» — история Митча Роббинса, жителя Нью-Йорка, недавно отпраздновавшего свой 39-й день рождения и живущего, на первый взгляд, вполне благополучной жизнью. Митч всегда выглядит весёлым, и только близкие знают, что он переживает депрессию в связи с кризисом среднего возраста. У Митча двое друзей: Фил и Эд, у которых тоже всё благополучно в семье и на работе. Но и они вынуждены признать, что стали жертвами всё того же кризиса. Все трое со страхом смотрят в будущее и не готовы мириться с мыслью, что в их жизни и дальше будет скучная рутина и никаких ярких свершений. Решением проблемы становится туристическая поездка в отпуск на ранчо в Нью-Мексико, где героям предстоит погрузиться в атмосферу Дикого Запада.

Здесь друзей ждут по-настоящему захватывающие приключения, и в результате все трое переживут переоценку ценностей. Кроме знаменитого комика Билли Кристала, роли в фильме исполнили актёры Дэниел Стерн и Бруно Кёрби, и все они очень хороши. «Городские пижоны» наполнены простым американским юмором, конфликты в фильме сглажены, преобладает ровное, позитивное настроение, и в целом лента получилась не такой напористой, как голливудские полнометражные комедии последних лет. У Джилленхола в «Городских пижонах» совсем маленькая роль. Но поклонникам актёра этот фильм посмотреть стоит хотя бы для того, чтобы знать, каким Джейк был в одиннадцать.

«Октябрьское небо», 1999

Режиссёр — Джо Джонстон

После участия в «Городских пижонах» в детской карьере Джилленхола наступило затишье: актёр снялся в нескольких не слишком удачных фильмах. И только когда ему стукнуло 18, Джейк получил свою первую главную роль — в семейной картине «Октябрьское небо». Фильм оказался, по мнению многих, излишне сентиментальным, но для Джилленхола он стал настоящим пропуском в мир большого кино. С одной стороны, эта картина по своему настроению адресована чувствительным девушкам и женщинам. С другой, она рассказывает о событиях, связанных с ракетной техникой. Два этих обстоятельства вступили в противоречие между собой, и фильм не имел большого успеха в прокате.

Между тем «Октябрьское небо» — в своём роде самый настоящий шедевр, и всем, кому нравится жанр сентиментальной ретродрамы, его стоит посмотреть. Сюжет ленты основан на реальной истории, произошедшей в 1957 году, и режиссёр Джо Джонстон постарался возродить киноэстетику 1950-х годов. В «Октябрьском небе» не только декорации, костюмы и все приметы американской жизни середины прошлого века, но и темп повествования, способ построения кадра, музыка, освещение и многое другое служит цели перенести зрителя в ту отдалённую эпоху. Джейк Джилленхол показывает в фильме все грани своего драматического таланта: его игра — зрелая, точная, искренняя и проникновенная. Впоследствии, где бы Джейку ни приходилось сниматься, его работу всегда отличал высочайший профессионализм.

«Донни Дарко», 2001

Режиссёр — Ричард Келли

Сразу же после «Октябрьского неба» Джилленхол получил приглашение на ещё одну главную роль, в мистической драме «Донни Дарко». Хотя этот фильм принадлежит к категории малобюджетных (на производство потратили всего 6 миллионов долларов), небольшие роли в нём сыграли такие звёзды, как Дрю Бэрримор и Патрик Суэйзи. Фамилия главного героя Дарко ассоциируется со словом «тёмный», а слоган фильма закрепляет эту ассоциацию: «Бойся темноты» (Be Afraid of the Dark). Сюжет картины достаточно замысловатый: всё здесь происходит на границе между реальностью и миром бреда, и порой трудно понять, где проходит разделяющая черта.

Обычный старшеклассник Донни неожиданно начинает видеть странных существ, бродить по ночам и предсказывать события. Родители Донни и почти все окружающие воспринимают его странности как психическое расстройство. И действительно, некоторые поступки юноши могут вызвать страх — особенно неприятно то, что Донни и правда удаётся видеть некие скрытые механизмы мироздания. Не меньшее смущение вызывают эти видения и провалы сознания у самого Донни: он долгое время не может понять смысла пугающих событий, происходящих с ним. В остальном юноша остаётся обычным старшеклассником, и благодаря тонкой, искренней игре Джилленхола, зрители могут сочувствовать ему, переживая широкую гамму разнообразных чувств. Отдельно нужно отметить замечательный саундтрек, отличную режиссуру и несколько очень интересных философских мотивов, оригинально раскрытых в картине. Иными словами, «Донни Дарко» стал выдающимся фильмом. Студия Newmarket Films не смогла найти финансирование для рекламной кампании, и потому лента вышла в ограниченный прокат. Однако впоследствии «Донни Дарко» заслуженно стал культовым фильмом. Две успешные работы подряд повысили авторитет Джилленхола: молодого талантливого актёра с большими выразительными глазами заметили в Голливуде, хотя о звёздном статусе говорить было ещё рано.  

«Хорошая девочка», 2002

Режиссёр — Мигель Артета

Джейк продолжает получать приглашения на главные роли в малобюджетных фильмах и много снимается, хотя далеко не все ленты этого периода с его участием стали большими событиями. Но даже если финансовый успех отсутствовал, Джилленхолу удавалось показать себя с лучшей стороны, ещё раз продемонстрировав свои актёрские способности. Одна из удачных в этом смысле картин — «Хорошая девочка», драма с элементами романтической комедии. Партнёршей Джилленхола по съёмочной площадке стала Дженнифер Энистон, звезда сериала «Друзья», в 2002 году бывшего на пике популярности.

Действие «Хорошей девочки» происходит в маленьком городке, затерянном где-то в американской глуши. Героиня Энистон, женщина около 30 по имени Джастин, трудится в супермаркете кассиршей. В её жизни нет никакой романтики и вообще мало радости. Джастин замужем за строительным рабочим по имени Фил, однако у супругов нет детей, и их взаимные чувства давно остыли. Однажды в супермаркет поступает на работу новый кассир — юноша по имени Тим, в исполнении Джилленхола. Через некоторое время приятельские отношения между Тимом и Джастин перерастут в бурный роман. События развиваются стремительно и движутся к развязке, которая будет несколько необычной. Джилленхол снова справился с ролью на отлично, в который раз доказав, что драма с непростым, запутанным сюжетом — это его коронный жанр. «Хорошая девочка» — толковое, умное кино с глубокой идеей, его стоит посмотреть не только фанатам Энистон и Джилленхола, но и, в общем-то, всем.

«Послезавтра», 2004

Режиссёр — Роланд Эммерих

Первое приглашение Джилленхола в крупнобюджетный проект. Роланд Эммерих снял несколько лент, повествующих об угрозе глобальной катастрофы, которая может произойти по тем или иным причинам. Немецкого режиссёра заслуженно считают классиком этого направления фантастики. Все его ленты отличает ряд общих черт: в картинах Эммериха угроза человечеству всегда приходит неожиданно, после чего следует серия неотвратимых катастроф — происходят пугающие разрушения городов, повсюду царит паника, и только группа отважных героев знает, что делать посреди этого жуткого хаоса. Картины масштабных разрушений Эммерих всегда показывает с особой величественностью, заставляя зрителей проникнуться пафосом момента. События развиваются одновременно в нескольких параллельных планах, мы можем видеть весь ужас происходящего с разных точек зрения. Сталкиваясь с опасностью, герои очень ярко проявляют свои характеры, и большинство обычных граждан оказываются благородными людьми, готовыми к героическим поступкам и самопожертвованию ради выживания других. В итоге миссия команды отважных, простых героев достигает успеха, человечество спасено, и все люди переживают волнующий духовный подъём.

Все перечисленные признаки, характерные для творчества Роланда Эммериха, справедливы и для «Послезавтра» — фантастического триллера, в котором в одной из главных ролей снялся Джейк Джилленхол. Картину ждал солидный успех: при бюджете 125 миллионов она заработала в прокате 544 миллиона, а работу Джилленхола высоко оценили критики и зрители.

«Горбатая гора», 2005

Режиссёр — Энг Ли

В 2004 году Джейк Джилленхол был восходящей звездой Голливуда, его карьера развивалась успешно, и поэтому, подписывая контракт на участие в романтической драме «Горбатая гора», актёр серьёзно рисковал. Тема выглядела потенциально скандальной: в фильме рассказывается история близких отношений двух ковбоев. На должность режиссёра пригласили Энга Ли, известного своей способностью тщательно и точно расставлять акценты в период монтажа, добиваясь нужного настроения. Партнёром Джилленхола на съёмочной площадке стал Хит Лэджер, тоже восходящая звезда. Повышенное напряжение вокруг проекта стало для актёров дополнительным стимулом — оба сыграли просто гениально, а Энг Ли так же гениально смонтировал картину. И всё же многие причастные к производству «Горбатой горы» признавались, что не были уверены в успехе.

В глазах американской публики сюжет фильма содержит неоправданное смешение символов: никто вроде бы не против гомосексуальных героев в кино, но лучше бы такие персонажи принадлежали к другой среде и вели себя на экране иначе. Ковбои и эстетика вестерна, поданные в «нетрадиционном» ключе, должны были вызвать неприятие миллионов американцев. Тем не менее фильм ожидал большой успех в прокате и три премии «Оскар» впридачу. Скандалы не повредили «Горбатой горе», а лишь создали фильму дополнительную рекламу и усилили общественный резонанс. В карьере Джилленхола эта работа стала одной из самых важных: после неё Джейк закрепился в статусе звезды. Спустя 10 лет после премьеры картины в сознании многих любителей кино во всём мире актёр и сегодня — «тот тёмноволосый ковбой-гей».  

«Зодиак», 2007

Режиссёр — Дэвид Финчер

Великолепный фильм. Одна из лучших работ гениального создателя триллеров Дэвида Финчера, прославившегося такими лентами, как «Семь», «Бойцовский клуб» и другими. Великолепный актёрский состав: компанию Джилленхолу среди прочих составили Роберт Дауни-младший и Марк Руффало. По непонятной до сих пор причине картина провалилась в прокате, заработав лишь немногим больше, чем было потрачено на её производство. Для всех любителей триллеров, а также для поклонников Джейка Джилленхола этот фильм — однозначный must see.

События картины основаны на реальной истории, происходившей в Сан-Франциско в конце 1960-х годов. В течение нескольких лет город и окрестности держал в страхе жестокий маньяк-убийца, получивший в прессе прозвище Зодиак. Преступник совершал нападения снова и снова, руководствуясь непонятной логикой при выборе жертв. В ходе своей кровавой деятельности Зодиак вступает в переписку с полицией, лучшие следователи пытаются разгадать его тайну, но преступник умён и осторожен, и в итоге ему удаётся избежать поимки и наказания. Помимо полиции и ФБР расследованием дела увлечён журналист Роберт Грейсмит (герой Джилленхола) — именно ему в итоге удастся ближе всех подойти к разгадке тайны Зодиака.

«Принц Персии», 2010

Режиссёр — Майк Ньюэлл

Фэнтези-боевик, сюжет которого основан на одноимённой компьютерной игре. В современном Голливуде задача экранизации компьютерных игр считается одной из самых неблагодарных. Независимо от того, насколько крутой является игра и сколько у неё миллионов поклонников, фильмы, сюжетно связанные с этим миром, в прокате обычно сильно не добирают. Нечто похожее случилось и с «Принцем Персии». При бюджете порядка 200 миллионов боевик заработал в прокате 336 миллионов, то есть выступил на три с минусом, едва окупив производственные затраты. Судя по отзывам, довольными картиной остались только дети. Прочим категориям зрителей «Принц Персии» показался несколько сумбурным, лишённым внутренней логики. Образы персонажей получились «игрушечными» — для компьютерной бродилки это нормально, а вот для фильма, пусть даже летнего блокбастера, — не совсем.

Кроме того, как заметили внимательные критики, в роли героя крутого боевика Джейк Джилленхол выглядит недостаточно уверенно. Если роль требует глубокой проработки эмоций, то Джейк обычно на высоте — актёр поразительно точно передаёт внутренние состояния своих героев, наполняя эти образы энергией. А вот если на экране нужно воплотить силу и напор, то работа Джилленхола оказывается не такой убедительной. Быть может, Джейку стоит сосредоточиться на таких жанрах, как драма, триллер и детектив, оставив крутые боевики другим коллегам...

«Исходный код», 2011

Режиссёр — Данкан Джонс

Круто замешанный фантастический триллер. Сюжет «Исходного кода» отчасти перекликается с классической комедией «День сурка». Правда, на сей раз герою придётся снова и снова переживать не обычный день, а момент жуткой аварии пассажирского поезда. Цель этих многократных путешествий сознания — в том, чтобы попытаться расследовать причину взрыва, найти виновных и предотвратить другую, ещё более разрушительную катастрофу.

В основе фильма лежит очень толковая идея. Несмотря на всю фантастичность сюжета, мотивы, затронутые в «Исходном коде», неуловимым образом перекликаются с известной нам реальностью. А это и есть рецепт создания хорошей кинофантастики. С воплощением идеи тоже всё в порядке: в фильме прекрасные декорации, отличный саундтрек, множество режиссёрских находок, идеально выбранный темп повествования. Главную роль великолепно сыграл Джилленхол, после просмотра фильма у зрителей в памяти остаётся образ — глаза Джейка, наполненные ужасом в ожидании неизбежно надвигающегося взрыва. Остальные актёры: Вера Фармига, Мишель Монаган, Джеффри Райт, Майкл Арден — тоже отлично справились со своими ролями.

«Пленницы», 2013

Режиссёр — Дени Вильнев

Жёсткий, умный, профессионально сделанный детективный триллер, обязательный к просмотру всем, кто любит пощекотать себе нервы. Фильм рассказывает о расследовании похищения двух маленьких девочек, однажды не вернувшихся домой. Казалось бы, перед нами сюжет, воплощённый в кинематографе множество раз, — в последние годы триллеры такого типа перекочевали на телевидение. Однако режиссёру Дени Вильневу, снимавшему по сценарию начинающего автора Аарона Гизиковски, удалось найти множество новых решений.

Джейк Джилленхол сыграл детектива Локи, идущего по следу преступников. Благодаря ряду находок, умозаключениям и интуитивным догадкам Локи удаётся распутать замысловатую тайну. В возрасте 32 лет Джилленхол, имеющий за плечами солидный опыт участия в триллерах, драмах и детективах, наконец начал играть следователей. Роль в «Пленницах» Джейку удалась на все 100% — можно не сомневаться, что нам предстоит ещё не раз увидеть актёра в образах полицейских и агентов ФБР, умных, внимательных, профессиональных, способных раскрывать самые сложные тайны самых изобретательных преступников. Кроме Джилленхола, в «Пленницах» одну из лучших ролей в своей карьере сыграл Хью Джекман, известный широкой публике как Росомаха из «Людей Икс». Хью и Джейк составили отличную пару. 

Автор: Ярослав Надиш

Комментарии

аватар пользователя: Пироженка
Пироженка4 августа 2015 в 02:42

Какой же он классный!

3
  • Ответить
аватар пользователя: mariay
mariay4 августа 2015 в 03:35

ни одного фильма с ним не видела. и что-то ни один не заинтересовал.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 84 августа 2015 в 04:59

«Исходный код» и «Донни Дарко» хороши!

1
  • Ответить
аватар пользователя: Вадим Доружинский
Vadim Doruzhinsky4 августа 2015 в 04:10

"Стрингер" с ним, ох какое сильное кино, еще "Враг" заслуживает просмотра, но только одного) очень сложное кино

4
  • Ответить
Rambler's Top100