Уроки жизни: 10 фильмов о суровой школьной реальности

Уроки жизни: 10 фильмов о суровой школьной реальности

«Кто не был — тот будет, кто был — не забудет», — когда речь заходит о школе, можно смело вспоминать эту армейскую поговорку. Для кого-то школа — это первая любовь и добрые пожелания в альбомах, для кого-то — каторжный труд и заполнение журнала, для других — побои и издевательства. В общем, всем есть что вспомнить (или забыть). К началу нового учебного года «Аррива» выбрала 10 фильмов, которые раскрывают школьную тему с разных непростых сторон, напоминают, что такое «школьные годы чудесные», и заставляют задуматься.   

«Хорошо быть тихоней», 2012

Эта картина — экранизация одноимённого эпистолярного романа-бестселлера Стивена Чбоски, который выступил здесь сценаристом и режиссёром. Казалось бы, что может получиться из такого иконического сюжета про школу? Тихоня Чарли (Логан Лерман) переходит в старшую школу, где у него нет друзей, где в первые же дни дерзкие парни угрожают ему в туалете, где он одиноко сидит за столиком в школьной столовой и где единственным человеком, который не относится к нему, как к слизняку, становится порядочный учитель литературы. Но Чбоски не интересно снимать просто про трудности перевода в другой класс: он с вдохновением пытается понять, в чём истинный кайф и настоящая паршивость этих школьных «sweet sixteen».

Поэтому в фильме у Чарли появляются друзья-выпускники: Патрик (уверенный и обаятельный Эзра Миллер), переживающий неудачный гей-роман, и его сводная сестра Сэм (неожиданная Эмма Уотсон), у которой тоже сложные отношения с мужчинами и коктейлями на вечеринках. Саундтреком здесь звучат The Smiths, Дэвид Боуи и The Beatles. Ночные поездки на машине, радость и боль от первого чувства, «дурные» кексы и тревога о колледже — из всего этого разнообразия Чбоски так талантливо сплетает честное и живое кино, что на вопрос «Повторил бы ты свои старшие классы, даже если бы тебя снова засунули головой в унитаз?», его герои, пожалуй, ответят: «Да».

«Класс», 2008

В этом фильме, победившем в Каннах в 2008 году,  француз Лоран Канте пытается разглядеть модель Европы через отдельно взятый школьный класс. Преподавателю французского языка Франсуа (Франсуа Бегодо) он достаётся не самый благополучный и спокойный: чернокожий гангстер Сулейман дерзит; китайца Вэя могут вот-вот выдворить из страны, так как его семья — «нелегалы»; бойкая Эсмеральда сомневается, что им всем зачем-то нужно спряжение глаголов и «Государство» Платона. В этом гуле языков, традиций, вероисповеданий школьный учитель старается найти общий язык со своими ершистыми учениками, быть политкорректным, честным, но при этом строгим. Удаётся не всегда.

Интересно, что фильм снят по книге актёра Франсуа Бегодо, который работал школьным учителем где-то на окраине Парижа и написал об этом роман «Между стен» (по-французски фильм называется именно так), за школьными партами сидят не актёры, а обычные дети из неблагополучных районов, которых набрали по объявлению, а большинство «классных» сцен и вовсе не сыграны, а просто прожиты (тут и там — дрожащая камера). Поэтому «Класс» выглядит, почти как реальное «окно в Европу», в которое интересно заглянуть, чтобы посмотреть на нестандартные методы преподавания.

«Эксперимент-2: Волна», 2008

В немецкой гимназии новый учебный год и новый образовательный проект: каждый класс будет изучать особенности какой-нибудь политической системы. Учителю Райнеру Венгеру (Юрген Фогель) достаётся «Автократия». Его класс не верит, что в  современной Германии потенциально может быть снова установлена диктатура, ведь они  —  новое поколение  —  «слишком образованы», чтобы допустить повторение ошибок прошлого. Тогда учитель решает устроить эксперимент: отныне ученики называют его «Господин Венгер» вместо неформального «Райнер», носят только джинсы и белые рубашки и вообще всячески соблюдают дисциплину. Так идёт день за днём, и вот уже класс придумывает себе название — «Волна», продвинутые ученики создают сайт, активные — расклеивают наклейки с логотипом своего движения. Воодушевление, азарт, чувство коллектива, протесты — эксперимент начинает работать с ужасающей скоростью, а динамичный и стильный фильм Денниса Ганзеля (номинация на «Санденс» в категории «драматический фильм») выходит на новый уровень высказывания — о сути тоталитарной системы.

Режиссёр сталкивает тему диктатуры и школы совсем не из праздного интереса: однажды в Калифорнии настоящий учитель истории Рон Джонсон провёл точно такой же эксперимент. Правда, Джонсону удалось свернуть всё без жертв и написать книгу «Третья волна. Практикум по социальной психологии», а вот Господину Венгеру — нет.

«Полу-Нельсон», 2006

Поклонницы Райана Гослинга наверняка знают, что школьная драма «Полу-Нельсон» — не самая яркая картина в фильмографии актёра по голливудским меркам, но точно одна из лучших (актёр был номинирован на «Оскар» за «лучшую мужскую роль»).  Звезда «Драйва» и «Места под соснами» играет здесь школьного учителя истории Дэна, одинокого, запутавшегося в жизни и бегающего на переменах в туалет курить дурь. Но «Полу-Нельсон» — фильм не только про «неправильного» учителя, а ещё и про странную дружбу, которая завязывается у Дэна с 13-летней ученицей Дрэй (Шарика Эппс), темнокожей баскетболисткой с характером, которая случайно узнаёт о привязанности преподавателя к наркотикам. Тема с наркотой знакома и ей: брата Дрэй посадили за торговлю наркотиками, да и сама она не далека от того, чтобы последовать семейной традиции.

Режиссёр Райан Флек, который до этого снимал документальные ленты, превращает своё школьное кино в камерную, очень человечную драму про «два одиночества» с многозначительными паузами и отличным саундтреком. Ему как-то просто, без морализаторства и натужности, удаётся показать, что и учителя, и ученики — это не функции и роли, а вообще-то просто люди со своими историями. И эти люди способны друг друга понять и даже подружиться.

«Класс», 2007

Школьная жестокость, принимающая разные формы, — тема, которая так или иначе звучит в доброй половине фильмов о школе. Эстонец Ильмар Рааг решает развернуть её с большим драматическим размахом и жёсткостью. И неспроста: сюжет фильма навеян известными трагическими событиями в американской школе «Колумбайн», когда два старшеклассника решили прийти в школу не с тетрадями, а с оружием и взрывчаткой (здесь можно вспомнить и Майкла Мура с «Боулингом для Колумбины», и «Слона» Гаса Ван Сента). По сюжету, изгой и тихоня Йозеп терпит издевательства от группы одноклассников: то его заталкивают голым в женскую раздевалку, то портят кроссовки, то измазывают стул краской, то просто избивают. В какой-то момент один из обидчиков, Каспар, вступается за Йозепа, что только усугубляет школьный конфликт, который в итоге заканчивается катастрофой.

Если у Ван Сента в «Слоне» добрую половину фильма как бы ничто не предвещает беды, у Раага напротив: и серые унылые пейзажи, и пустынные задворки, где тебя ударят в живот, и отчуждённая атмосфера в школе и дома помогают найти ответы на злободневные вопросы: «Из чего вырастает школьное насилие?» и «Почему подростки хватаются за оружие?». Наверное, поэтому в Эстонии школьникам рекомендовали ходить на киносеанс вместе с учителями и одноклассниками. 

«Общество мёртвых поэтов», 1989

Премия «Сезар» за «лучший фильм на иностранном языке», «Оскар» — Тому Шульману за сценарий, многочисленные номинации за лучшую мужскую роль — Робину Уильямсу. «Общество мёртвых поэтов» — один из самых ярких и знаменитых «школьных» фильмов.  Картина рассказывает о преподавателе английского языка и литературы Джоне Киттинге (одна из лучших ролей Уильямса), который появляется в чопорной и строгой академии для мальчиков Уэлтон в мешковатом костюме, с вольными принципами преподавания и любовью к поэзии и жизни. «Язык был создан с одной целью. Кто скажет с какой?», — спрашивает учеников Киттинг и на неуверенное «общаться?» парирует: «Нет, клеить женщин». Вдохновлённые лекциями Киттинга, а также его не морализаторскими, но вполне честными и человечными речами о жизни, ученики (к слову, в картине прекрасный мужской актёрский ансамбль) тайно воссоздают литературный клуб «Общество мёртвых поэтов».

Пронизанный свободолюбием и поэзией, фильм ещё и потрясающе передаёт атмосферу  закрытых школьных заведений 50-х годов, куда богатые семьи отправляли детей в надежде, что в будущем они сделают хорошую, «правильную» карьеру, став «первыми лицами Америки»: банкирами, бизнесменами, юристами, государственными служащими. Киттинг — другой. Он учит юношей видеть мир чуть шире заданных Уэлтоном рамок и, что важнее, — самостоятельно мыслить и действовать. Кажется, таких учителей почти не осталось.

«Учитель на замену», 2011

Учитель английского языка Генри Бартс (Эдриан Броуди) предпочитает заменять отсутствующих по каким-то причинам учителей и переходить из одной школы в другую, не привязываясь надолго ни к школе, ни к ученикам, ни к коллегам. В общем, работает «учителем на замену». В английском варианте фильм Тони Кэя назван «Detachment» — «отрешённость», «отчуждённость», и, кажется, это название подходит ему лучше. Школа в этом фильме — просто ад и распад всяческих связей: и профессиональных, и человеческих. Ученики хамят, плюют учителям в лицо и вообще не похожи на детей, которых хоть за что-то можно любить. Учителя в буквальном смысле — на грани нервного срыва (к слову, вся учительская здесь — «звёздная»: Джеймс Каан, Кристина Хендрикс, Люси Лю, Брайан Крэнстон, Блайт Даннер). На директрису давят чиновники, родители не приходят на школьные собрания. Неудивительно, что герой Броуди на первом же уроке задаёт школьникам написать сочинение на тему «Что обо мне скажут, когда я умру», читает отрывок из «Падения дома Ашеров» Эдгара По и размышляет о том, что «мы верим, будто можем изменить что-то, а когда просыпаемся — понимаем, что проиграли».

Фильм Тони Кэя — не только безжалостная социальная драма о кризисе школьной системы, но и экзистенциальное высказывание о том, что вообще-то жизнь — учителей, учеников, всех — это кошмар. Если школьница Валерии Гай Германики самоуверенно буркнет, что «все умрут, а я останусь», то герои Кея, вероятнее, перефразируют: «все умрут, и я, пожалуй».

«Чучело», 1983

Перебирая советские фильмы о школе, можно вспомнить и «Розыгрыш», и «Школьный вальс», и «Расписание на послезавтра», и «Приключения Петрова и Васечкина» в конце концов. Но «культовым» (если бы это слово использовали в СССР) стоит назвать, пожалуй, всё-таки «Чучело» Ролана Быкова — экранизацию одноимённой повести Владимира Железникова. История о новенькой ученице Лене Бессольцевой, которая сталкивается со школьной жестокостью, предательством, одиночеством и первой влюблённостью, — это не только классическая история школьного изгоя. Это ещё и картина, рассказывающая про СССР 1980-х через социальные роли (на примере учеников-шестиклассников: Железной кнопки, Лохматова, первой красавицы Шмаковой), модные причёски и песни Пугачёвой. Удивительно, что этот фильм не запретили: антигероев там гораздо больше, чем «положительных советских людей».

Даже сегодня, когда нет пионеров, да и школа совсем другая, «Чучело» цепляет буквально всем: характерами, образами, нюансами, деталями, великолепными актёрскими работами. Юрий Никулин играет интеллигентного дедушку Бессольцевой — бывшего военного Николая Николаевича, который живёт тихо, коллекционирует картины, чтобы сделать в своём доме музей, а шестиклассники презрительно зовут его «заплаточником». Лену пронзительно играет маленькая Кристина Орбакайте; многие сцены с её участием полны глубокого драматизма — вспомнить хотя бы рок-н-ролл на дне рождения. Эта школьная история не только про «белую ворону» и жестокость (здесь психологизм Быкова, пожалуй, сильнее и страшнее, чем упоение насилием Уильмара Раага), но и про внутреннее достоинство человека. Когда это достоинство есть в шестикласснице с косичками, которая может противостоять всему классу, это особенно сильно.

«Класс коррекции», 2014

«Класс коррекции» — первый полнометражный фильм молодого режиссёра Ивана Твердовского, который удостоился на «Кинотавре» приза «Лучший дебют», а также получил награды в Карловых Варах, «Нику» и другие. Его школьная история в целом получила хороший отзыв отечественных кинокритиков, кто-то даже сравнивал его с «Идиотами» Триера и «Уродцами» Браунинга. В основе картины — история милой и умной старшеклассницы Лены Чеховой, «колясочницы», которая после домашнего обучения попадает в коррекционный класс, где у каждого ученика есть свой медицинский диагноз. Конечно, в новенькую сразу влюбляются самые красивые парни (один из них — эпилептик). Начинается зависть соперников и особенно страшное из-за тупой ожесточённости противостояние влюблённых с учителями.

С одной стороны, сразу хочется поставить диагноз: «остросоциальное кино». В кадре — категория школьников, от которых государство и общество обычно отворачиваются (недаром в школе нет пандуса, а от обычных классов «класс коррекции» отделили решёткой). Но Твердовскому неинтересно просто социальное кино, поэтому он превращает «Класс коррекции» в фильм о болезненном взрослении и первой школьной любви. Да, здесь будут и мерзкая завуч, и противная уборщица (вполне себе иконические), и драма. Но будут и романтические поездки в продуктовой тележке, и адреналин, и белые чулки.  

«Все умрут, а я останусь», 2008

Сегодня зрители бы восприняли фильм Валерии Гай Германики, вероятно, так же спокойно, как «Класс коррекции»: ну, ужасы в школьных стенах, чего мы там не видели? Но в 2008-м «Все умрут, а я останусь» стали своеобразным откровением для российского кино, как и сериал «Школа», который Германика выпустила в 2010-м.

Три 14-летние подруги из подмосковного Строгино — Жанна, Вика и Катя — отправляются на первую в новом учебном году дискотеку, ищут бухло и в тишине просят Вселенную: «пожалуйста, пусть будет дискотека и у меня будет парень». Пытливо следящая за реальностью камера оператора Алишера Хамидходжаева следует за подругами то в унылый двор, то в грязный школьный туалет, то в подъезд, так что даже те зрители, кто в «нулевые» тихо сидел дома и писал сочинение, физически ощутят знакомую школьную реальность. Но Германика — не только про школу, (не)взаимопонимание учеников с родителями и учителями, но и про взросление. Про то, что 14 — это стрёмно.

А ещё у нас есть 10 любимых школьных учителей из советского кино.

Автор: Анна Груздева

Комментарии

аватар пользователя: Виктория Тихоластикова
Viktoria Tikholastikova2 сентября 2015 в 05:20

«Все умрут, а я останусь» достоит похвал, странно, что нет фильма "Розыгрыш"

3
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 82 сентября 2015 в 14:08

+1))

0
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш2 сентября 2015 в 07:25

фильмы про школу почти все страшненькие)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 82 сентября 2015 в 14:08

«Общество мёртвых поэтов» — хороший фильм :)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Сергеева Ирина
Сергеева Ирина5 сентября 2015 в 11:52

Эх, школа, школа, как вспомнишь, так вздрогнишь)))) "все умрут, а я останусь" - не плохой фильмец, но слава Богу, что в мои годы учебы все было не так пошло и с родителями себя так никто не вел

0
  • Ответить
Rambler's Top100