Best of The Best: 7 документальных фильмов о музыкантах

Best of The Best: 7 документальных фильмов о музыкантах

На этой неделе в российский прокат выходит документальная лента «Эми» — рассказ о жизни и творчестве популярной британской певицы Эми Уайнхаус, ушедшей из жизни совсем недавно, в 2011 году.  К выходу фильма-воспоминания «Аррива» составила список документальных картин о музыке и музыкантах, выходивших на экраны (заметим: с большим успехом) в последние два года.

«Дэвид Боуи: пять лет», 2013

Влияние Дэвида Боуи на мировую культуру и музыку сложно переоценить. Его первую знаковую песню про Майора Тома «Space Oddity» вставляли в репортажи о высадке Нила Армстронга на Луну. Инопланетные костюмы рокера Зигги Стардаста, про которого музыкант записал два глэмовых альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» и «Aladdin Sane», до сих пор вдохновляют исполнителей вроде Леди Гаги на сумасшедшие сценические наряды. Рок-гимн «Heroes» попал в рекламу Microsoft... Нужно ли говорить о многочисленных каверах, последователях, подражателях?

«Дэвид Боуи: пять лет» повествует о важнейших годах в карьере легендарного музыканта: 1971, 1975, 1977, 1980 и 1983-м. Многочисленные соратники Боуи рассказывают в классических интервью (а их здесь много — режиссёр Френсис Уотли 20 лет работал на BBC) о том, как вместе с хитами вроде «Let’s Dance» создавалась поп-культура, как Боуи экспериментировал со звуком, стилями, внешностью и наркотиками. Достоинство фильма  Уотли в том, что он одновременно и глубокий, вдумчивый, и понятный для тех, кто никогда не интересовался творчеством музыканта. И что важно: эта картина не только о Боуи, но и о его музыке как каком-то прекрасном и магическом явлении. Так что даже те зрители, кто не проникнется костюмами Зигги, после просмотра, пожалуй, закинут в плейер пару альбомов живого классика и с удовольствие унесутся в другие миры.

«20000 дней на Земле», 2014

«Это не как когда тебе приходится кого-то играть. Главная идея фильма в том, что больше нет различия между персонажем и настоящим человеком. После многих лет на сцене маска затвердевает», — так рассуждает об этом фильме музыкант и рок-поэт Ник Кейв. Выступив соавторам сценария и главным героем картины, Кейв вместе с режиссёрами фильма — современными художниками Йеном Форсайтом и Джейной Полллард — конструирует на глазах у зрителя собственный образ, сам формирует миф о себе.

С самого начала мы наблюдаем как бы документальные съёмки в духе «один день из жизни звезды»: музыкант просыпается, чистит зубы, едет на студию звукозаписи и общается в машине Бликсой Баргельдом, коллегой по The Bad Seeds, заезжает к другу-скрипачу Уоррену Эллису, с которым они едят угря, с задумчивым видом набирает текст на пишущей машинке, общается с кивающим психоаналитиком… Вроде бы ничего необычного, но в философских диалогах о музыке и жизни, в тонком упущении деталей в разговоре с психологом, в угрюмом, готическом настроении главного героя картины — не только реальный Ник Кейв, но и культурный герой Ник Кейв, миф о Нике Кейве. Музыкант знает, что зритель ждёт этот миф, и он сам готов быть этим мифом — красноречивым рассказчиком, таинственным музыкантом, талантливым актёром… Поэтому «20 000 дней на Земле» пронизывает тонкая и необходимая здесь самоирония. Но картину стоит смотреть не только ради интеллектуальной игры режиссёров и музыканта в «маски-шоу», но и ради прекрасных и очень настоящих музыкальных эпизодов — записей в студии (особенно трогательно смотрится запись детского хора для последнего альбома «Push the Sky Away») и живых концертов.

«Здорово и вечно», 2014

«Здорово и вечно» — это первый документальный фильм о Егоре Летове и ранних годах группы «Гражданская оборона» (с начала 80-х до начала 90-х годов).  Режиссёрами картины выступили Анна Цирлина и Наталья Чумакова — вдова Летова и бас-гитаристка «ГрОб», а одним из продюсеров стал режиссёр Борис Хлебников («Сумасшедшая помощь», «Долгая счастливая жизнь»). Чумакова сделала набросок будущего фильма ещё в 2009-м, и «Егор Летов: Проект фильма» был успешно показан на фестивале 2morrow в Москве. Но профессиональные кинематографисты проектом не заинтересовались, поэтому на будущий полнометражный фильм собирали средства отовсюду, в том числе через краудфандинг. И в этом есть некая символичность: Егор Летов ещё при жизни стал легендой, музыкальным и культурным явлением, поэтому неудивительно, что поклонники и просто неравнодушные скинулись на монтаж, чтобы увидеть первую внятную попытку разгадать феномен музыканта или просто увидеть фильм о любимой группе.  

«Здорово и вечно» (так называется один из альбомов «Гражданской обороны» 1989 года, лучший, по мнению Летова) действительно оправдывает многие ожидания поклонников. В основу байопика легли уникальные съёмки, редкие архивные фотографии, интервью с музыкантами «Обороны» и людьми, принимавшими активное участие в жизни группы (Манагер, Кузя УО, Чёрный Лукич и другие). Из всего этого Чумаковой и Цирлиной удалось искренне рассказать и о мятежном, тяжёлом культурном воздухе 80-х, в котором зарождался сибирский панк, и немного о «ГрОб», но главное — о Летове, образ которого здесь, как отмечают музыкальные критики, во многом детализирован и очеловечен, но так и не разгадан до конца.

«Ещё», 2014

Не менее важная отечественная музыкальная премьера прошлого года — документальная картина «Ещё» о группе «АукцЫон». Режиссёр Дмитрий Лавриненко начал работу над фильмом в 2007-м году, после того, как увидел выступление лидера группы, Леонида Фёдорова, на вечере памяти Сергея Бодрова-младшего (сейчас Лавриненко работает над отдельным фильмом про Фёдорова — он будет частью диптиха). «Ещё» отличается от музыкальных фильмов, которые выстроены линейно или подробно рассказывают историю группы: где кто родился-учился, первые репетиции, первые концерты, первый успех. Факты биографии и история «АукцЫона» здесь даны штрихами (например, сюжет с Ленинградским рок-клубом). Режиссёр как будто просто следит за музыкантами на их концертах, репетициях, наблюдает отношения в группе. «Об „АукцЫоне“ можно прочитать в „Википедии“, потратив на это две минуты. Мне хотелось сделать другое — погрузиться в атмосферу коллектива, пожить с ними, почувствовать, как они делают музыку, концерты, как проводят свободное время. Увидеть, что стоит за мощным музыкальным фасадом», — рассказал Лавриненко журналистам.

Учитывая тот факт, что в России практически не снимают фильмов о музыке и музыкантах, документальные ленты о Летове и об «АукцЫоне» будут интересны не только их поклонникам, но и всем, кому интересна музыкальная и — что немаловажно — культурная история России.  

«Ламбер и Стэмп», 2014

10 лет — столько времени понадобилось режиссёру Джеймсу Куперу, чтобы снять фильм о легендарной группе The Who и её менеджерах: Ките Ламберте и Крисе Стэмпе. В 1964-м начинающие режиссёры Ламберт и Стэмп вообще-то хотели снять фильм о группе и атмосфере, в которой жила лондонская молодёжь послевоенного времени, но неожиданно сами стали частью The Who.  Как раз в это время группа пришла к успеху: песня «My Generation» и рок-опера «Tommy» стали хитами, а выступления музыкантов всколыхнули Лондон.

Джейм Купер отмечал, что его фильм должен «восстановить историческую справедливость» — показать, сколько два менеджера сделали для того, чтобы The Who взошли на музыкальный олимп (что, само собой, не умаляет вклада музыкантов). В «Ламбере и Стэмпе» много архивных материалов: редкие записи из жизни группы в 60-х и начале 70-х, интервью с Питом Таунсендом и Роджером Долтри. Но, как отмечают критики, этот документальный фильм повествует не только о талантливом менеджерском дуэте, а ещё и рассказывает «о начале самой прекрасной эпохи для гитарной музыки».

«Курт Кобейн: чёртов монтаж», 2015

Вот маленький белобрысый мальчик посылает в камеру воздушные поцелуи, вот депрессивный подросток устраивает свои первые домашние репетиции, а вот уже худой мужчина с длинными запутанными волосами выступает в шоу MTV Unplugged или купает маленькую дочь в ванной — режиссёр Бретт Морген рассказывает о творческом пути Курта Кобейна, начиная с ранних лет в родном городе Абердин и заканчивая трагическими событиями на пике популярности музыканта. Фанаты гранжа и «Нирваны» ждали эту картину: Бретт Морген получил беспрецедентный доступ к семейному фото-, аудио- и видеоархиву семьи Кобейн, личным дневникам и рисункам музыканта, а также заручился продюсерской поддержкой Фрэнсис Бин Кобейн, дочери Курта. Добавив анимацию, «оживив» странные и часто страшные рисунки из дневников и включив в картину аудиозаписи студийных и домашних экспериментов музыканта (фильм и позаимствовал своё название у одного из домашних сборников 1988 года), Морген представил зрителю своеобразную хронику внутренней жизни лидера «Нирваны», погружение в его поток сознания и личную жизнь.

Записи из дневников об интимной жизни или домашнее видео поцелуев с Кортни Лав даже вызывают смущение, а выведенные ручкой мысли о самоубийстве пугают. Некоторые музыкальные критики восторженно отметили, что в конце фильма начинает казаться, что ты лично знаком с Куртом Кобейном, другие, напротив, отметили, что режиссёр так и не смог отойти от иконического образа «депрессивного, тонко чувствующего торчка». Тем не менее «Чёртов монтаж» впервые позволяет как фанатам, так и далёким от любви к «Нирване» зрителям  погрузиться в уникальный архивный материал, чего не смогли сделать другие картины, например, фильм Гаса Ван Сента «Последние дни» или работа  «Курт Кобейн: Рассказ о сыне». На премьере Бретт Морген сказал, что хотел подарить дочери Кобейна, Фрэнсис, несколько часов жизни с её отцом. Наверное, поэтому режиссёру удалось с такой любовью обработать огромный семейный архив музыканта.   

«Эми», 2015

Эксцентричная британская певица и автор песен Эми Уайнхаус прославилась в 2000-х не только вокалом, но и оригинальным сочетанием разных музыкальных жанров, среди которых R&B, соул и джаз. У Уайнхаус, казалось бы, было всё: бешеная популярность, упоминание в Книге Рекордов Гиннесса в качестве единственной британской певицы, которая удостоилась пяти наград «Грэмми», прекрасные продажи альбомов. Но у певицы также были серьёзные психологические проблемы, усугубившиеся внезапной оглушительной славой, а они, как это часто бывает, повлекли за собой проблемы с крепким алкоголем и наркотиками. Эми умерла в 27 лет от остановки сердца, вступив в печально знаменитый «Клуб 27» (напомним, в нём «состоят» такие легенды, как Роберт Джонсон, Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Курт Кобейн).

Через два года режиссёр-документалист Азиф Кападиа (его «Сенна» получила приз за «лучший документальный фильм» от Британской киноакадемии) начал брать аудиоинтервью у друзей, коллег и членов семьи певицы, для которых работа над фильмом, по его признанию, «стала своего рода терапией». «Люди открывались и рассказывали такие вещи, о которых ещё ни с кем не решались говорит», — уверен Кападиа. Помимо интервью, фильм содержит архивные видео и даже записи телефонных звонков Эми друзьям. Череда домашних видео, отрывков из телешоу, роликов с Youtube и бесед, записанных самим режиссёром, последовательно и очень подробно рассказывает о таланте и творчестве Эми, её отношениях с семьёй, друзьями и мужем, о борьбе певицы с наркотиками, любви фанатов и насмешках журналистов, и, наконец, о трагическом финале жизни девушки, которая должна была стать новой Эллой Фитцджеральд. Критики уже назвали фильм гениальным, и есть подозрение, что лучший альбом Уайнхаус, «Back to Black», поднявшийся в музыкальных чартах после смерти артистки, после премьеры снова станет звучать отовсюду.

Смотрите другие игровые и документальные картины в нашей подборке «Лучшие фильмы о музыке и музыкантах», а ещё советуем заглянуть в обзор лучших документальных фильмов по версии «Оскара» и подборку документального кино о выдающихся фотографах.

Автор: Анна Груздева

Комментарии

аватар пользователя: vishnevsky
vishnevsky9 сентября 2015 в 07:04

Очень круто, только про Кобейна смотрел, надо про Боуи и Кейва посмотреть

2
  • Ответить
аватар пользователя: Груздева Анна
Anna Gruzdeva10 сентября 2015 в 02:16

Про Кейва, наверное, самый необычный фильм по форме. В начале думаешь, где подстава? Почему все как-то странно? Но потом становится ясно, что все это некая игра в "фильм о музыканте") Хотя музыкальные части очень живые и не-игровые.

1
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko9 сентября 2015 в 10:06

видела всё, кроме «Ламбер и Стэмп», и всё очень крутое!

1
  • Ответить
аватар пользователя: Ярослав Надиш
Ярослав Надиш9 сентября 2015 в 20:36

про Кобейна надо бы посмотреть обязательно )

1
  • Ответить
аватар пользователя: Сергеева Ирина
Сергеева Ирина11 сентября 2015 в 02:55

Не являюсь фанаткой документальных лент, но подборка крутая и интересная, теперь знаю чем займусь в выходные)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Виктория Тихоластикова
Viktoria Tikholastikova11 сентября 2015 в 07:10

Про Фредди Меркьюри столько фильмов... и не один не включили в подборку(

1
  • Ответить
аватар пользователя: July Fox
Yulia Diniulova16 сентября 2015 в 06:05

Эми невероятная девушка! с удовольствием посмотрела бы

1
  • Ответить
Rambler's Top100