Серийные мизантропы

Серийные мизантропы

Уже никого не удивляет, что сериалы стали главным искусством нашего времени. Тогда героями нашего времени, очевидно, стали персонажи, которые никого не любят, практикуют «радикальную честность», зачастую не умеют себя вести, но становятся кумирами миллионов. Иначе почему их так много? Arriva.ru вспомнила 10 выдающихся мизантропов из многосерийных телешоу и попробовала разобраться, за что их любят зрители во всём мире. 

Шерлок Холмс, «Шерлок»

Герой суперрейтингового сериала канала BBC — одна из самых удачных реинкарнаций знаменитого персонажа Конан Дойла в наши дни. Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербэтча пользуется модным Blackberry, ведёт собственный блог, безуспешно бросает курить, имеет успех у женщин (хоть и безрезультатно для последних) и обладает отличным чувством юмора, секрет которого — в полном непонимании, что смешно, а что нет. Это единственный персонаж из нашего топ-листа, который сам признаёт себя «высокоактивным социопатом», с трудом скрывая гордость за своё расстройство личности: ведь именно оно помогает ему работать, не отвлекаясь на мелочи, вроде вежливости. Но всё-таки в первую очередь дотошный детектив-энтузиаст, ставший «занозой в заднице» в равной степени для лондонской полиции и преступников, подкупает зрителя своим безупречным стилем. Рубашки от Dolce&Gabanna, винтажный шарф Paul Smith и великолепное пальто Belstaff стали такими же предметами культа, как сувенирная продукция по мотивам сериала и постеры с ликом Камбербэтча. 

Грегори Хаус, «Доктор Хаус»

Хромой доктор, сидящий на викодине и режущий правду-матку в лицо каждому встречному, не только стал настоящей поп-иконой, но и породил цепочку себе подобных в сериалах последнего десятилетия. Как сразу признавались создатели сериала (хотя зрители без труда угадали бы и без них: слишком много подсказок), доктор Хаус — наследник  Шерлока Холмса. Об этом говорит и его фамилия, и любовь к музыке и наркотикам, и образ жизни, и сам тип поведения. Хаус, со своей ненавистью к общению и идиотизму, был бы невыносим, не будь он гениальным доктором-детективом, чьё твёрдое убеждение в том, что все лгут, всегда ведёт к излечению самого тяжёлого пациента. Именно это, вероятно, и сделало Хауса примером для подражания. Кому не хочется быть настолько крутым, чтобы окружающие вынуждены были терпеть ваш мерзкий характер, любовь к рок-футболкам и кедам на работе и травмоопасную трость в руках?

Хэнк Муди, «Блудливая Калифорния»

Когда-то Хэнк написал роман «Бог ненавидит нас всех», выразив своё отношение к миру, купил себе классную тачку и кожаную куртку, но на этом его успех закончился. Рок-звезда от литературы проводит время, употребляя немереное количество алкоголя и наркотиков, соблазняя женщин и пытаясь найти вдохновение, которое никак не приходит. Но главная проблема Хэнка — даже не в том, что он никак не может найти работу. Вернее, он её то и дело находит, но каждый раз всё портит: то переспит с женой работодателя, то опорожнит желудок на работодательский поднос с кокаином... Так вот, главная проблема Хэнка в том, что он очень любит всего одну женщину, Карен, и их дочь, Ребэкку, но именно их он и достал больше всех. Ежедневные попытки всё исправить становятся причиной новых неудач писателя. Даже когда он пытается вести себя хорошо, обстоятельства складываются таким образом, что Карен всё равно убеждена: Хэнк — мудак (и дело не в фамилии). В общем, как тут не полюбить этого несчастного, тем более когда его играет Дэвид Духовны и так хочется, чтобы у них с ангельской красоты Наташей МакЭлхон наконец-то всё пошло на лад.

Декстер Морган, «Декстер»

Серийный убийца, работающий судмедэкспертом в полиции Майами, — замечательный пример социопата с диагнозом, который пытается направить свои склонности в общественно полезное русло. Декстер (Майкл Холл) пережил в детстве серьёзную травму, увидев жуткую гибель своей матери, и был усыновлён опытным копом Гарри Морганом, который вовремя раскусил, что с мальчиком что-то не так. Непреодолимая тяга к убийству и полное неумение испытывать человеческие эмоции в любой другой ситуации, кроме расправы над своей жертвой, сделало бы Декстера всего-навсего маньяком. Но Гарри разработал для приёмного сына кодекс нормального поведения и надоумил его убивать только плохих парней: желательно убийц и обязательно на основе убедительной доказательной базы. В нашем списке Декстер — клинический случай, что называется, за гранью добра и зла. Из достоинств его характера можно выделить разве что завидный самоконтроль и умение быть безупречным во всём, кроме своих «маленьких слабостей». И всё-таки Декстер, хоть и по-своему, пытается сделать наш мир лучше, что заслуживает хоть немного уважения. 

Дон Дрейпер, «Безумцы»

Гениальный копирайтер с лицом, которое в словаре английского языка должно стоять вместо статьи на слово handsome, совершенно не умеет быть нормальным человеком. Он красив и обходителен, умён и талантлив, решителен и смел, но, если не считать женщин, которые укладываются штабелями вслед его автомобилю, отношения с людьми у него не очень складываются. «Креативная» драма, которая начинается в американском рекламном агентстве шестидесятых годов, недаром открывается титрами, где человек в костюме медленно падает с крыши небоскрёба. Дон Дрейпер добился всего, выбравшись из самых низов и придя к пресловутой американской мечте. Но, делая деньги на человеческих эмоциях, Дрейпер совершенно не умеет переживать, а тем более раскрывать эмоции собственные. Он — человек в футляре из успеха, который, сам того не осознавая, строит жизнь по глянцевым образцам из своих рекламных роликов. И чем очевиднее это становится для зрителя, тем скорее он приходит от восхищения рекламным супергероем к печальному пониманию, а то и состраданию. 

Рэй Донован, «Рэй Донован»

Суровый ирландец в дизайнерских костюмах, Рэй Донован работает «решателем проблем». Если вы проснулись утром и обнаружили в своей постели мёртвую девушку и пару кило белого порошка — вам к Рэю. Осложняет жизнь редкого специалиста семья: вечно недовольная жена; дочь-подросток, которая связалась с малолетним рэпером; сын, унаследовавший отцовскую агрессию; пара братьев со странностями, а тут ещё и папаша, которого упекли в тюрьму за особо тяжкие преступления, некстати выходит по УДО. Конечно, Рэй мог бы сделать вид, что докучливых родственников не существует, но он ведь ирландец, а для ирландца родная кровь значит многое: надо как-то разбираться. Если большинство наших героев — тонкие натуры, не дающие себе и другим покоя от большого ума, то Рэй — персонаж другого пошиба. Это в нём и привлекает: в трудный момент он скидывает белую рубашку и достаёт из багажника бейсбольную биту, чтобы обеспечить себе хоть пару дней спокойствия в раздражающе сложном мире.

Капитан Флинт, «Чёрные паруса»

Пиратский сериал, события которого предвосхищают знаменитую стивенсоновскую историю об острове сокровищ, строится вокруг вечно хмурого капитана корабля. У капитана Флинта есть свои секреты от команды, а команда этого не любит. Флинт считает себя умнее других (что, надо признать, чистая правда), а команде это не нравится. Флинт никогда не объясняет своих поступков, а это может привести к печальному итогу любого капитана, потому что такая уж у него должность — работать с людьми. Этот мрачный и, разумеется, чертовски привлекательный герой не выделялся бы из остального ряда, если бы не одно «но». В отличие от большинства собратьев по рейтингу, Флинт одновременно далёк и от безгрешности, и от склонности к пустому насилию, и от наивного фатализма. Просто он не слишком разговорчив. Не умея объяснить своим друзьям и коллегам, почему они должны его послушать, он постоянно вынужден их обманывать, а иногда и убивать. Что, конечно, приносит ему невыносимые, но безмолвные душевные страдания. 

Уилл МакЭвой, «Служба новостей»

Звезда вечерней аналитической программы на одном из крупнейших американских телеканалов был сломлен много лет назад грустной любовной историей. Познав сполна предательство любимой женщины, он замкнулся в себе и сосредоточился на работе. Но в один прекрасный момент вероломная возлюбленная возвращается в роли исполнительного продюсера, который должен освежить вечерние новости, и смотрит на МакЭвоя такими глазами, что не выдержала бы и скала. Можно было бы разобраться, что там на самом деле случилось между ними в прошлом, но совершенно некогда. То террориста поймают, то президента выберут — отделу новостей есть чем заняться. Усложняет жизнь Уилла ещё и то, что коллеги его явно не понимают и недолюбливают, рейтинг программы падает, а он упёрся, как баран, в свои противоречивые политические взгляды и продолжает настойчиво выводить на чистую воду тех, кого совсем не надо бы. В общем, зрители, которым знакомы хитросплетения любовных и производственных драм, как и поклонники сериалов Аарона Соркина, просто обязаны найти в этом персонаже достойную, как минимум, внимания человеческую мощь. 

Фрэнсис Андервуд, «Карточный домик»

Политическая драма из жизни американских ветвей власти породила на свет настоящего монстра. Фрэнк Андервуд — человек, для которого в жизни нет ничего святого. Он хочет одного: власти, безраздельной, безграничной и прямо сейчас. Но если не получается сейчас — Андервуд умеет ждать. Он плетёт интриги, превращает людей в марионетки, буквально залезает им в голову, чтобы сделать их орудием своих замыслов, а потом равнодушно избавляется от них, продолжая свой путь к цели. На самом деле Андервуд — не совсем наш герой: ему невозможно симпатизировать, в нём, кажется, нет ничего человеческого, хотя, если задуматься, именно человеческие страсти и лежат в основе его поведения. Зато этим персонажем можно по-настоящему восхищаться: настолько великолепно его играет Кевин Спейси, который то и дело заглядывает зрителю в глаза и объясняет, что сейчас происходит на самом деле. Вообще «Карточный домик» — это такая «Игра престолов» от политической драмы. Персонажи, в которых нет ничего привлекательного, так захватывающе хладнокровно проживают свой бесчеловечный сюжет, что ничего не остаётся, кроме как аплодировать им стоя.

Брайан Кинни, «Близкие друзья»

Один из главных героев культового в определённых кругах сериала, Брайан Кинни (Гейл Харольд) — гей, нарцисс, успешный пиарщик и, разумеется, тот ещё мизантроп. Всё, что его интересует в жизни — это секс, вечеринки, секс-вечеринки и, пожалуй, мебель от итальянских дизайнеров. Умён и хорош собой до невыносимой для окружающих степени, Брайан совершенно не понимает, как эти самые окружающие могут тратить время своей жизни (которая, по его глубокому убеждению, заканчивается в тридцать лет) на глупости, вроде серьёзных отношений, семейных ценностей и прочей ерунды. Но главное в этом персонаже — не его демонстративное пренебрежение всем, кроме того, что его интересует (см. выше), а умение вести себя честнее и мудрее всех тех, кто рассказывает ему, что такое настоящие любовь и дружба. Проблема в том, что сам Брайан никогда в этом не признается и скорее выслушает очередную отповедь по поводу своей бессердечности, чем расскажет, кто на самом деле каждый день, как супергерой из комиксов, спасает жизни своих друзей и близких.

Фото: kinopoisk.ru, serialist.ru, nextprojection.com

Комментарии

Rambler's Top100